Настоящая русская дубинка – инкрустированная гвоздями. Фото с официального сайта театра «Практика»
На днях московский Департамент культуры объявил о назначении художественным руководителем театра «Практика», как его официально именуют - «экспериментального театрального центра новой драмы», Марину Брусникину. Вместе с директором Борисом Мездричем они должны реализовать те планы, которые закладывал в развитие театра ушедший из жизни Дмитрий Брусникин. Это назначение более чем ожидаемое и правильное – творческий союзник педагога и режиссера, так же как и сам Брусникин, Марина Брусникина занялась режиссурой после актерской и педагогической карьеры, вместе с супругом последние годы плотно занималась современной драматургией. «Практика» открыла сезон премьерой в ее постановке.
Еще анонсируя премьеру под слитным названием «Человек из Подольска Сережа очень тупой», театр преподносил спектакль как ноу-хау именно в неизведанном формате. Играть многочастный спектакль как своеобразный марафон – сделал нормой для своего Электротеатра разве что Борис Юхананов. Тут же, конечно, речь идет всего о трех часах, но так как начало в «Практике» традиционно в восемь вечера, то двойной спектакль с бурным интерактивом в антракте (с опросами, викторинами, квестами, вынутыми из сюжетов пьес) кажется избыточным форматом представления. Обещают, что порядок перехода из одного зала в другой (зрителей изначально делят, и кто-то первым видит «Человека из Подольска», а кто-то – «Сережа очень тупой») изменит восприятие. Для этого, видимо, стоит прийти дважды. Хотя – и об этом предупреждают заранее – объем полученной информации от смены порядка просмотра не уменьшается. Подвох, однако, кроется в том, что, придя на одну из сцен (Большую или Малую) к актерам в группе № 2, ощущаешь усталость актеров. Очевидно, что первое, а не повторное исполнение за вечер проходит свежее.
Для большей наглядности оба спектакля связывают «ниточками»: посмотрев историю Сережи, который получил неизвестную коробку от загадочных курьеров и так и не смог увидеть, что там внутри, – зритель узнает, как закладывают ее содержимое полицейские для Человека из Подольска. История, в общем, про одного закрытого от внешнего мира человека, которого насильно пытаются изменить «из лучших побуждений», но мало что выходит.
Костюмы со сценографией стерильных комнат (художник – Савва Савельев) намекают на единый образ то ли футуристической тюрьмы, то ли больницы с вкраплениями стиля а-ля рюсс (кокошники, котомки), в который «упакованы» представители навязчивого социума. Брусникинцы работают в привычном стиле, хотя это и называют красивым жанром «психологическая инсталляция парадоксальной истории о современном человеке». Статичные неоновые декорации, клиповые мизансцены и номерное дробление сценического действия в обоих случаях создают эффект комикса.
В отличие от первой для драматурга Дмитрия Данилова и последней для режиссера Михаила Угарова постановки в Театре.doc, где пьеса «Человек из Подольска» раскручивалась по всем законам психологической драмы (см. «НГ» от 16.08.17), в «Практике» она купируется и убыстряется. Отчего уходит одно из главных ее художественных качеств – намеренная ретардация развития фабулы, которая оправдана искусственно растягиваемым мучением героя. Обычного человека, жителя Подольска, внезапно задерживают и допрашивают в полиции не на предмет правонарушения, а на предмет осмысленности жизни. Его ужас и непонимание сначала достигают градуса отторжения, а затем недоуменного принятия новой реальности. Здесь это редуцировано. Портит характерный почерк драматурга, этот стиль мерцающего смысла, и напористость актерского существования, которая предложена режиссером Петру Скворцову, Алексею Мартынову, Алисе Кретовой, Юрию Межевичу, Даниилу Газизуллину, и однозначность визуальной трактовки. В зазоре между «ангельскими» намерениями стражей порядка насильно вернуть «заблудшую овцу» на путь истинный, сделать «правильным» горожанином, патриотом, человеком и стереотипным, народным представлением о «мусорах»-садомазохистах.
«Сережа очень тупой» сыгран, напротив, легко, даже воздушно, по настроению светло, особенно замечательны музыкальные вставки – от церковного хора до казачьей песни. Хотя и здесь хватает гротескных красок – жену героя в исполнении Михаила Плутахина Анастасия Великородная играет крупно, гиперреалистично, переводя сюжетный ребус в бытовую комедию. Троица мистических курьеров (Василий Буткевич, Гладстон Махиб, Михаил Плутахин), которая врывается в квартиру и не отстает от клиента «в течение часа», то предлагая поиграть в города, то поддержать беседу, то рассказывая о смертельных исходах, вместо того чтобы отдать свою посылку и исчезнуть, – словно воображаемые собеседники типичного социопата из мегаполиса. С очень подозрительным навязчивым пустословием бюрократизма и безапелляционным внедрением в чужую жизнь – таким знакомым, таким российским.
комментарии(0)