Спектакль «Куклы и клоуны» наследует исторической постановке Евгения Деммени 30-х годов. Фото © Продюсерский центр «Нева-арт»
Санкт-Петербургский Театр марионеток им. Евгения Деммени был первым в России профессиональным театром кукол. Организованный в 1918 году группой петроградских художников, театр открылся «Вертепом» Михаила Кузмина, свои первые произведения писали для театра Евгений Шварц и Самуил Маршак. С главным советским театром кукол Сергея Образцова театр Евгения Деммени был в особых, можно сказать, остроконкурентных отношениях, впрочем, как и сами их лидеры. В сезоне 2018/19 театр отмечает свое 100-летие. За осень труппа побывала на гастролях в Германии и Италии с фестивалем Министерства культуры «Цветы России», который представляет изобразительное, музыкальное и театральное искусство для детей и детское творчество. Корреспондент «НГ» Елизавета АВДОШИНА поговорила с главным режиссером театра Эдуардом ГАЙДАЕМ в Турине после выступления со спектаклем «Куклы и клоуны» в Casa del teatro Ragazzi e Giovani.
– Первый раз в Италии выступаете?
– В Италии бывали не раз, но именно в Турине со спектаклем впервые, до этого сюда мы привозили только выставки старинных марионеток. Сегодня зал принимал нас хорошо, это, конечно, приятно.
– Ваш театр – постоянный участник фестиваля «Цветы России». Выступления осенью и в Берлине, и в Турине в рамках этого проекта сопровождались настоящими аншлагами, притом что и Германия, и Италия – страны с богатой историей кукольного искусства…
– Может быть, как раз поэтому в этих странах повышенный интерес к кукольному театру. Целое исследование можно проводить, кстати, кто с какой точки зрения воспринимает спектакли. Есть гурманы, есть зрители попроще. Время также накладывает свой отпечаток на восприятие, а в нашем цирковом представлении, спектакле «Куклы и клоуны», есть и очень старинные номера. Раньше, когда не было телевизоров и компьютеров, возможно, людей очень завораживало, что кукла «сама» ходит по канату. Но сейчас даже пятилетний ребенок понимает, что ее за ниточки дергают, – и никакой фантастики! И даже если бы она сама ходила, сегодня это тоже не удивительно!
– То есть это потомок того знаменитого спектакля «Цирк» Евгения Деммени 30-х годов, который несколько раз театром возобновлялся?
– Скажем так, тот спектакль и сегодняшний объединены одной идеей. У Деммени она заключалась в том, что представление состояло из номеров на тему цирка. Это был спектакль, где молодые артисты могли обучаться вождению марионеток, а также воплощать свои идеи трюковых номеров.
– Идея, схожая с образцовским «Необыкновенным концертом»?
– Да, схожая. Но «Необыкновенный концерт» появился гораздо позже.
– Невероятно! Всегда хотела об этом спросить: в каких они были отношениях – Евгений Деммени и Сергей Образцов?
– В очень хороших, насколько можно понять из сохранившихся писем Образцова к Деммени.
Если же сравнивать «Цирк» и «Необыкновенный концерт», мне кажется, разница заключается в том, что театр Образцова свое представление «законсервировал». Получилась такая историческая хроника. В свое время это была пародия на эстрадное представление – цыгане, конферансье и пр. Но сегодняшним зрителям уже далеко не всегда понятно, над чем они там смеются.
У нас же – принцип спектакля остался, но сами номера со временем менялись. Сейчас то, что мы играем – с живыми клоунами-мимами, – последняя редакция «Цирка». До этого между номерами выходила с текстом кукла-ведущий (конферансье!). Если раньше за границу не ездили и проблем со словами не возникало, то с наступлением нового времени текст стал лишним, и от него отказались. Но спектакль при этом остался! В нем изначально была заложена возможность изменений в зависимости от условий и задач конкретного времени.
– Известны ли все-таки личные отношения этих двух великих кукольников?
– Что-то известно, но где правда, а где вымысел, мне трудно сказать. Лучше спросить об этом у тех, кто был непосредственным свидетелем тех событий. У нас, скажем, есть свой «хранитель живой истории» – Фаина Ивановна Костина, народная артистка, ученица Деммени. Это было уже при ней.
– В этом году Театр Евгения Деммени празднует 100 лет с момента основания. Причем праздновать вы будете весь сезон…
– Непосредственно «день рождения» мы будем отмечать дважды. Есть день, когда были подписаны документы, что театр основан – это 1 декабря (1918-го). И день первого поднятия занавеса, когда пришли зрители на премьеру, – 12 апреля (1919 года).
– А что планируете в юбилейный сезон необычного?
– Я ставлю «Спящую красавицу» на либретто Мариуса Петипа. Хотя вообще в марионетках ставить балет не очень хорошо – легко скатиться в пародию. В либретто сюжет, отличный от сказки Шарля Перро, и прописаны диалоги, даны имена персонажам – одним словом, почти готовая пьеса. Конечно, мы частично адаптировали либретто под наш формат. Ведь условия у нас разные – например, Мариус Петипа увеличил до максимума количество персонажей, у него было много балерин, и надо было, чтобы они все танцевали на большой сцене. А у нас ситуация обратная.
Но одна из наших задач состоит в том, чтобы, посмотрев эту сказку, дети, в будущем придя на балет, были уже знакомы с этим сюжетом. Такой воспитательный и образовательный момент.
– Что будет на праздновании?
– Мы планируем открытие выставок в Театральном музее и в галерейном флигеле Шереметевского дворца. 1 декабря у нас будет праздник для многодетных семей Санкт-Петербурга, а к 12 апреля готовим юбилейное представление. Возможно, восстановим часть исторических номеров Деммени.
– Любопытно, кстати, что значит «восстановить номера». Как, на чем они сохранились?
– Бывает по-разному, местами даже видеохроника сохранилась. У меня, например, была однажды задача восстановить легендарный фронтовой спектакль Самуила Маршака и Евгения Деммени на четверых актеров – «Юный фриц». Причем куклы 1942 года сохранились каким-то невероятным образом. Спектакль играли на передовой. Многие актеры погибли. А кукол кто-то нашел и привез в театр после одного из таких представлений под бомбежками. Осталась также пьеса с режиссерскими пометками. И был еще фильм 1942 года. Несколько фотографий: на поляне сидят солдаты, стоит ширма и рядом грузовик с открытым кузовом, где играет пианист. Собственно, этого было достаточно. Но оформили мы, конечно, все современным способом – как воспоминания сегодняшних людей. Долгое время показывали его как урок истории для школьников.
Деммени изначально был петрушечником, хотя потом увлекся марионетками. Сам был прекрасным эстрадным артистом. Некоторые его номера частично можно увидеть в хронике – и примерно понятно, в чем была суть. И куклы сохранились. Хотя бы характер можно передать.
– История у Театра имени Евгения Деммени необычная – ведь первый театр марионеток в Петрограде основала Любовь Шапорина-Яковлева. И только потом его возглавил Деммени. Почему?
– Да, изначально театр марионеток основала Шапорина-Яковлева. Примерно в это же время и Деммени создал свой театр Петрушки. Надо понимать, что это было очень непростое время. Гражданская война, установление новой власти, голод. Не всем удавалось выдерживать сложности той жизни. Шапорина-Яковлева вскоре эмигрировала, а Деммени, по сути, спас остатки ее труппы, объединив оба театра. И именно благодаря Деммени первый государственный театр кукол продолжал существовать и развиваться. Сейчас, при подготовке юбилейного вечера, мы как раз думаем о том, что обязательно надо будет передать эту мысль – как на фоне революции и хаоса возник оазис искусства для детей.
комментарии(0)