Фото Дмитрия Коробейникова с официальной страницы фестиваля в Facebook
В числе памятных юбилеев, отмечавшихся в 2018 году, – 90-летие дирижера, композитора, пианиста Евгения Федоровича Светланова, сделавшего за свои неполные 74 года столько, на сколько иным не хватит и нескольких жизней. Одно только количество записей (а их свыше 3000!) – свидетельство невероятно интенсивной деятельности.
Приношением Евгению Светланову стал двухдневный концертный марафон «Вселенная – Светланов!», прошедший в залах Московской консерватории в начале ноября, включивший в себя 13 концертов, мастер-класс, выставки и видео-показы. Была представлена симфоническая и камерная музыка так или иначе связанная с именем маэстро, в том числе и его собственные произведения. Участниками фестиваля-марафона вполне естественно оказались артисты и коллективы, работавшие со Светлановым: виолончелисты Александр Рудин и Александр Князев, скрипачи Вадим Репин и Дмитрий Махтин, вокалисты Марина Домашенко и Петр Мигунов…
Особая роль во время фестиваля была отведена молодым дирижерам, отметившихся на конкурсе им Е.В. Светланова, с 2007 года проводимого в Париже. Лауреат первого конкурса, Роберто Форес-Весес выступил вместе с Камерным оркестром Московской консерватории. Дирижерам Лио Коукманну и Роберу Тревиньо было доверено провести концерты вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром, носящим имя Светланова. Наконец, финну Калле Куусава выпала честь встать за пульт Уральского молодежного симфонического оркестра. Прошедший под его управлением дневной концерт в Большом зале консерватории получился действительно особенным: единственный региональный коллектив в программе представил мировую премьеру посвященного Евгению Светланову сочинения для скрипки, виолончели и оркестра «Кольца памяти» французского композитора Рене Кёринга, лично присутствовавшего в зале.
Ученик Пьера Булеза, возглавлявший Радио Франс Рене Кёринг стал одним из близких людей для работавшего в последние годы жизни во Франции дирижера. По инициативе Кёринга Светланов был приглашен на фестиваль в Монпелье для постановки оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй», ставшей последним выходом маэстро за пульт. «Кольца памяти» были созданы сразу после кончины Светланова в 2002 году. К юбилею была сделана новая редакция и досочинена еще одна часть. Сам композитор определил свою партитуру как «портрет, составленный из множества образов и чувств, вместивший и веселье, и меланхоличность, и непосредственность, и доброту…».
Дирижер Калле Куусава вместе со скрипачом Дмитрием Махтиным и виолончелистом Александром Рудиным образовали прекрасный ансамбль, превосходно справившийся с трудностями, заложенными автором в своем опусе. Современный академический язык, по своей плотности и фактурности больше напоминавший Онеггера, нежели послевоенный авангард, интересно сочетался в произведении почти что с барочным музицированием, где камерная группа, пара инструменталистов, «противостояла» большому симфоническому оркестру. В последних тактах звучание истаивало в тишине, словно ставя многоточие. Подошедшие поблагодарить композитора после концерта внимательные слушательницы задали ему вопрос – «А правда, что солирующие скрипка и виолончель символизируют вас со Светлановым?», в ответ на него маэстро кивнул и многозначительно улыбнулся.
Задуманный изначально как «кузница кадров» для «взрослого» оркестра, базирующегося в Свердловской филармонии, Уральский молодежный сегодня имеет свой собственный стиль, в котором энергия и задор юности великолепно сочетаются с настоящим мастерством. Сразу после современного сочинения Калле Куусаве легким жестом закрыл партитуру и продирижировал наизусть симфонической поэмой Чайковского «Франческа да Римини». Одно из самых мрачных произведений Петра Ильича было сыграно по-классически строго и, вместе с тем, довольно театрально.
Знающие программу слушатели легко могли уловить изначальную робость главных героев, перерастающую в неудержимую страсть, услышать зовы валторн, изображающих возвращающегося с охоты жестокого мужа. К интерпретации этого шедевра финским дирижером вполне можно было применить известную метафору «поток огненной лавы в гранитном русле». Уральский оркестр звучал отчетливо ясно и наполнено, демонстрируя гибкость и пластичность, присущие коллективам очень высокого уровня. Одним из самых восхитительных моментов получился эпизод перед лирической кульминацией поэмы с мягкими, буквально «струящимися» пассажами скрипок, обрамляющими реплики солирующих духовых. В качестве биса прозвучал знаменитый Вальс и «Серенады для струнного оркестра», один из символов русской музыки, апостолом которой Светланов чувствовал себя всю жизнь.
комментарии(0)