|
Дебютировал в кино Владимир Машков в 1989 году, еще будучи студентом Школы-студии МХАТ – первая роль была сразу же главной, в драме Владимира Матешко «Зеленый огонь козы». Известность и узнаваемость пришли к актеру чуть позже, когда на экраны один за другим вышли фильмы «Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского по мотивам лесковской «Леди Макбет Мценского уезда», «Лимита» Дениса Евстигнеева, в котором Машков впервые примерил на себя образ киногероя 90-х – бандита с душой, «Американская дочь» Карена Шахназарова – в чем-то приключенческое, в чем-то криминальное роуд-муви про воссоединение разлученных перестройкой отца и дочери.
В 1997 году Машков сыграл знаковую для себя роль – в получившем в итоге спецприз Венецианского фестиваля и номинацию на «Оскар» фильме «Вор» Павла Чухрая. Несмотря на то что время действия перенесено в 50-е, эта неустроенная послевоенная эпоха во многом напоминает привычную для актера по предыдущим работам перестроечную атмосферу. А играет он вора, который, переодевшись в военную форму, заводит роман со случайной попутчицей. Эта роль в каком-то смысле окончательно утвердила за Машковым амплуа не отрицательного, но неоднозначного героя. Того, кому невольно симпатизируешь, – актер, несмотря ни на что, находит в каждом своем персонаже человеческое, искреннее и завораживающее обаяние.
Именно таких героев он играет и по сей день – будь то Парфен Рогожин из «Идиота» Бортко или замначальника одесского уголовного розыска Гоцман из «Ликвидации» Урсуляка, наемный убийца, олигарх, бизнесмен или пилот. Последнего Машков играл неоднократно – в том числе в одном из самых кассовых фильмов последних лет, «Экипаже» Николая Лебедева. Появляется Машков и в «Дуэлянте» Мизгирева, и в «Движении вверх» Мегердичева. По сути, ни один громкий проект не обходится сегодня без участия Машкова, одного из немногих российских актеров, присутствие которого в кадре гарантирует картине кассу.
Любимого ученика Олега Табакова вывел в театральные звезды подвальный театр на Чаплыгина. Сыграв первые характерные роли в тогдашних хитах «Табакерки» – от старика Абрама Шварца в «Матросской тишине» Галича до городничего в «Ревизоре», он почти сразу стал ставить и сам (амбициозность отличает всех воспитанников Табакова). Его прежние постановки и та, что сейчас еще идет в МХТ им. Чехова, пользуются бешеным зрительским успехом – публике давали то, что она хотела, яркий актерский ансамбль и понятную литературу: «Звездный час по местному времени», «Страсти по Бумбарашу», «Смертельный номер», «№ 13» и ремейк «№ 13D» – по Рэю Куни. Хотя, как говорил Табаков, Машков должен серьезней отнестись к своим актерским работам – он мог бы сыграть и Зилова, и Сатина. Возможно, это еще впереди.
После смерти мастера Машкову прочили руководство Художественным театром, но, думается, «распределение» оказалось правильным. Вернувшись в «Табакерку» уже в статусе художественного руководителя, Машков, кажется, почувствовал себя на своем месте, хотя и не скрывал – теряет свободу. За работу взялся горячо, местами сентиментально. В его планах ввести в театр почти голливудские стандарты. Новость последних недель – уход давнего соратника Табакова, многолетнего директора театра Александра Стульнева. Его место скорее всего займет Павел Брюн, артист Cirque du Soleil, которого Машков пригласил к себе советником по развитию.
«НГ»
комментарии(0)