0
1649
Газета Культура Интернет-версия

17.12.2018 14:14:00

Россия остается открытой для культурных трансграничных проектов

Мальтийский симфонический и Сергей Смбатян: приношение Шостаковичу

Тэги: консерватория, мальтийцы, шор


Еще одно знаковое культурное событие прошло в России. На сцене Большого зала Московской консерватории имени П.И. Чайковского мальтийцы играли музыку Алексея Шора. Он родом из Киева, живет сейчас на две страны – в США и на Мальте.

Этот остров из-за своего расположения на окраине Европы стал для большинства россиян terra incognita. И не только – это одна из стран Европы, с кем Россия никогда не проходила амплитуду взлетов и падений политических и культурных отношений.

Поэтому этот вечер стал для столичных меломанов не только открытием пиршества средиземноморского и панъевропейского симфонизма, собранного по крупицам за полвека. Но он имел свое гуманитарное измерение, что сегодня очень редко случается, особенно на музыкальных площадках.

Что мы знаем о Мальте? Сила духа и аскетизм знаменитого Мальтийского ордена – вот главная тайна, живущая много веков.

А оказалось, что это – шкатулка, которая таит в себе много сюрпризов. Мальтийский симфонический впервые в России. Этот проект инициируется и организуется Европейским Фондом Поддержки Культуры под патронатом Президента Мальты Мари-Луиз Колейро Прека при поддержке Посольства Республики Мальта в России. Партнером концерта стала Ассоциация Поддержки Культурных Инициатив.

Оркестр был основан в 1968 году из оркестра «C in C» Командующего британским средиземноморским флотом и музыкантов Оркестра Театра Маноэль. Его бессменным руководителем до 1992 года был мальтийский дирижер Джозеф Саммут; долгие годы его возглавлял композитор и дирижер Джозеф Велла. Конечно, для Европы, где уже в конце XIX века блистали симфонические коллективы, полвека – это срок небольшой. Но их исполнение обладает большой созидательной силой «музыкального ордена», в котором играют и великолепные музыканты из других стран.

Программа открылась подлинно мальтийской музыкой: исполнена Симфоническая поэма для оркестра Rebbieha Джозефа Веллы, написанная в 1980-х годах и ставшая визитной карточкой мальтийцев. Выдающийся композитор в своих интервью каждый раз подчеркивает, что по рождению он не мальтиец, он родился на «сестринском острове» Гозо. Велла ушел из жизни в этом году и, к сожалению, не узнал, с каким триумфом вошли в музыкальный мир России его коллеги. Rebbieha в переводе означает «Победоносная» и отсылает слушателя к драматической истории острова Мальта – временам Великой осады 1565 года, а также к событиям Второй мировой войны. Не смотря на удаленность от катастроф Европы и мира, память о погибших мальтийцах в Средневековье и миллионах жертв сталинизма и фашизма – таким был лейтмотив концерта.

Мы услышали очень современную, свежую симфоническую поэму со своей драматургией. Велла в своих интервью говорил, что мальтийцы очень общительны, а вот жители его острова предпочитают молчание и сосредоточенность. Для русского человека с его любовью к размышлению в уединении это было то, что нужно. К тому же композитор – признанный мастер атональной музыки, и в целом она очень светла и поэтична. В чем-то по своим неожиданным встряскам напоминала Арама Хачатуряна. Быть может, именно в этой близости и кроется «движок» для многолетнего сотрудничества заслуженного артиста Республики Армения, уже прославленного дирижера в свои 31 год, Сергея Смбатяна – яркого представителя армянской музыкальной династии. Сергей, родившийся в семье композитора и ректора Ереванской консерватории Армена Смбатяна в своей судьбе не избежал моцартовского начала: когда ему было 4 года, его первым педагогом по скрипке стала его бабушка, Заслуженная артистка Армянской ССР Татьяна Айрапетян. В 13 лет он получает ряд премий на международных конкурсах, учится одновременно в Ереванской и Московской консерваториях, и в это время открылся дар дирижера. Дебютное выступление в этом качестве прошло в 2010 году в Лондоне, в Виндзорском замке с оркестром «Philharmonia Orchestra» на благотворительном вечере Принца Чарльза. В 18 лет Сергей уже создал свой оркестр, получивший статус государственного. Он – основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Государственного молодёжного оркестра Армении и Детского оркестра ЮНИСЕФ. С Мальтийским симфоническим оркестра у Смбатяна складываются глубокие и, похоже, долгосрочные отношения. Музыкант говорит, что у этого коллектива невероятно теплая энергетика. В феврале этого же года дирижер выступал на Мальтийском Международном музыкальном фестивале вместе с российскими звездами – Максимом Венгеровым, Григорием Соколовым, Николаем Луганским.

Также прозвучала сюита для фортепиано с оркестром (2017) Travel notebook уже упомянутого Алексея Шора. Его музыку отличает разнообразное универсальное интонирование. В произведении, блестяще сыгранном австрийским пианистом Ингольфом Вундером, чувствовалась реминисценция из Мусоргского с его «Картинками с выставки». Написано оно в неоклассическом стиле, правда, без архитектурно-симметричных построений русского композитора, который объединял части сквозной темой «прогулки». Шор делает проходку по Европе, передает ауру Барселоны, Рима, Люксембургского сада в Париже, Равенны, Венеции, чтобы вывести свою коду к величайшему духоподъемному апофеозу. И это не смотря на то, что сама сюита начиналась с камерных, уединенных интонаций «Молитвы путников». Почти в каждой части – песенная, кантиленная основа, где оркестр лишь поддерживает фортепианный монолог. Но в седьмой части они уже сливаются в полную мощь.

И все же венчала этот вечер Пятая симфония гения XX века Дмитрия Шостаковича. Сам переход из первой части концерта в трагическое напряжение одного из величайшего произведения XX века был хоть и ожидаем, но сила и героический пафос его исполнения потрясла. Все же было непостижимо: как мальтийцам, избежавшим кровопролитной истории Европы с мировыми войнами, революциями, геноцидами, удалось оказаться не музыкальными регистраторами – а сопричастными, разделившими всю боль и радость европейского бытия. Шостакович написал Пятую симфонию в самое сложное для себя время – в 1936 году в советской прессе была развернута травля: его обвиняли в формализме, в отрыве от народа. Через год он ответил. Пятая была исполнена 21 ноября 1937 года в Ленинграде Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского. Премьера имела сенсационный успех. Сам композитор говорил, что хотел показать, «как через ряд трагических конфликтов, большой внутренней борьбы утверждается оптимизм как мировоззрение». В симфонии есть темы и «внутреннего», и «внешнего врага». И сами они очень диалектичны и амбивалентны. Сама личность, переживая великие потрясения, может становиться врагом для себя самой, ускользать от своего истинного духовного предназначения. Музыка Шостаковича подчас похожа на какофонические валы сталинизма, обрушиваемые на человека. Он борется с ними, переживает редкие минуты затишья, иллюзию гармонии, но тут уже зарождается тот гибельный марш фашистской военщины из Седьмой симфонии, которую он напишет через четыре года.

Здесь есть и малеровская тягучесть, психоделика, гротесковость. И русский напев, и поклонение дионисийскому началу – в звуках арфы, как будто вносящих чистоту вечного камертона в трагедию России и всего мира. Шостакович заканчивает движением вперед; четвертая финальная часть – Alegro non troppo – сонатная форма с эпизодом вместо разработки. «Это сама жизнь, как она есть». После Москвы мальтийцы покорили еще и Санкт-Петербург, на родине Дмитрия Дмитриевича они выступили в Концертном зале Мариинского театра.

Сегодня на наших глазах стала создаваться параллельная реальность: газеты в топовые новости помещают материалы со знаком «минус», агрессивная медиа среда делает главными ньюс-мейкерами персоналии с заявлениями о санкциях, военных провокациях, «русских следах», которые находятся даже в мятежном Париже. В то время большое число представителей культуры и народной (публичной) дипломатии встречаются, создают уникальные культурологические и медиа-проекты, которые можно описать как возрождаемые участки новейшего Шелкового пути, ценность которого не в обмене товарами, а гуманитарными идеями и даже нашими лучшими чувствами, которые давно хотелось испытывать по отношению друг к другу. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нужно ли России верить в "Грузинскую мечту"

Нужно ли России верить в "Грузинскую мечту"

О мягкой силе РФ на Южном Кавказе и ее последствиях

0
10707
В Московской консерватории представят проект к 220-летию со дня рождения Михаила Глинки

В Московской консерватории представят проект к 220-летию со дня рождения Михаила Глинки

0
4109

Другие новости