0
3227
Газета Культура Интернет-версия

05.03.2019 12:04:00

Кошки, мышки и код человечности

Почему так мало хороших детских пьес

Нина Дунаева

Об авторе: Нина Дунаева - театральный критик, журналист

Тэги: театр, постановка, дети, кукла


Без названия.jpg
Фото с сайта театра
"Школа современной
пьесы" 
О том, что современные театры испытывают дефицит пьес, а соответственно и постановок, для детей 6-12 лет, говорят и представители театров – завлиты, худруки, и, конечно, сами зрители. Как только ваш ребенок перерастает "Кошкин дом", "Волк и 7 козлят", "Золушку" и прочий, понятный каждому обывателю список, ребенок оказывается в некотором вакууме театрального репертуара. А если чадо еще и любит читать, то "Серебряное копытце", "Синюю птицу", "Питера Пена" и другие (так же всем известные литературные произведения, которые можно сегодня увидеть на театральной сцене), ребенок к этому возрасту знает практически наизусть. К тому же, современные дети банально нуждаются в том, чтобы со сцены с ними говорили современным языком.

В ответ на спрос начали происходить определенные движения в околотеатральной среде. Например, в последние пару лет целый ряд известных драматургических конкурсов (Ремарка, Евразия и др.) выделил в своей работе детские и подростковые направления. В Москве первопроходцем на этом пути стал конкурс «Действующие лица». В 2016 году впервые за пятнадцатилетнюю историю конкурса в нем победила детская пьеса Елены Коллеговой «Мышонок-суперсыщик». А молодой, но уже хорошо известный своими постановками для детей в РАМТе и Театре Наций, режиссер Олег Долин поставил в 2017 году спектакль «Мышонок-суперсыщик» в театре «Школа современной пьесы».

В январе этого года «Школа современной пьесы» вернулась в свое знаменитое историческое здание на Трубной площади (бывший ресторан «Эрмитаж» Люсьена Оливье), несколько лет закрытое на ремонт из-за случившегося в нем в 2013 году пожара. После счастливого возвращения труппы в родные пенаты многие постановки театра переживают второе рождение, и «Мышонок-суперсыщик» тоже.

Название и завязка спектакля обещают детективный сюжет, но на поверку оборачиваются трогательной сказкой полной психологизма и невольно отсылающей к «Гадкому Утенку» Андерсена. В мышином королевстве пропадают мышки, и непослушный мышонок Шустрик (актер Кирилл Снегирев) с подружкой Смешинкой (Ольга Грудяева) отправляются искать своих пропавших родных. Выясняется, что виноваты в исчезновениях отнюдь не кошки из соседнего королевства, а мышка Намбо (играет Евгений Козлов), мстящая собратьям за то, что в детстве ее дразнили и обижали. «Мышонок-суперсыщик» - это история недолюбленного мышонка, который был не таким, как остальные, и вырос озлобленным на весь мир, включая даже своих родных. Пьеса поднимает такие серьезные вопросы, как взаимоотношения в семье, проблема взаимодействия в детском социуме и тема инаковости как таковой.

Проблематика внушительная, да и Олег Долин своеобычно подошел к постановке. Сценография минималистична: деревянный помост и такой же деревянный задник. Актеры одеты в черные костюмы и белые маски, напоминающие то ли о японском театре, то ли о комедии дель арте. Маски выполнены из монтажной пены и точно передают характер героя. За счет смены масок всего 5 актеров играют большое количество персонажей. (Помимо уже названных в спектакле также участвуют актеры Татьяна Циренина и Максим Иванов.) Живое музыкальное сопровождение обеспечивает квартет из скрипки, виолончели, флейты и клавесина. По сути, Долин создает не специфический детский спектакль, а обращается к детям, как к равным, взывая к их врожденному художественному восприятию. Кажется, что смотреть такую «бихромную» постановку для ребенка довольно трудно. Происходящее на сцене требует внимания и фантазии, но на удивление дети очень быстро адаптируются к происходящему и реагируют живо. В зале беспрестанно звучит смех.

Художественный руководитель театра РАМТ Алексей Бородин в своей книге пишет: "Театр хранит и передает вечный код человечности, культуры". Детский театр – особенно. И спектакль «Мышонок-суперсыщик» является ярким подтверждением этой мысли. Принципы человечности по отношению к не такому, как ты, добросердечие, как ключ к отношениям, поданные легко и ненавязчиво в форме веселой буффонады, гарантированно оставляют след в памяти ребенка. Ведь дети отвергают морализаторство и натянутые истины, а доверяют лишь тому, что оказывается живым и осязаемым.

Не удивительно, что в этом году «Мышонок-суперсыщик» стал одним из номинантов премии «На благо мира», вручаемой за доброту в искусстве. Ее итоги будут подведены в конце года. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ожидании госпожи Чеховой

В ожидании госпожи Чеховой

Ольга Рычкова

Для прозаика и драматурга Николая Железняка театр – это жизнь, а не наоборот

0
2815
"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
3027
В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

Лариса Барыкина

Нет повода для грусти

0
3407
В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

Елизавета Авдошина

В Петербурге показали спектакль Валерия Фокина по Книге Иова

0
4486

Другие новости