0
3409
Газета Культура Интернет-версия

03.04.2019 14:01:00

Вышел в свет двухтомник «Гремина и Угаров. Пьесы и тексты»

Издательство «Новое литературное обозрение» при содействии фестиваля «Золотая Маска» издало сборник произведений основателей Театра.doc

Тэги: литература, театр, пьеса, книга, драматургия


литература, театр, пьеса, книга, драматургия Фото со страницы Фестиваля "Золотая маска" в Facebook

Спустя год после смерти драматургов, сценаристов, режиссеров и педагогов, руководителей главного независимого негосударственного театра России Театра.doc, супругов Михаила Угарова и Елены Греминой издан основной корпус их драматических произведений. Это два монографических, но взаимосвязанных между собой тома, выпущенных тиражом 1000 экземпляров. Тексты подготовили к публикации их наследники - Александр Родионов и Иван Угаров. Особую литературную ценность двухтомнику придает то, что прижизненных полноценных изданий у драматургов, к великому сожалению, не было. За исключением одной книги с избранной прозой и несколькими пьесами Угарова, которую подготовила сама Гремина (Угаров М. Облом-off.М.Эксмо, 2006). В планах друзей и соратников драматургов - издать и теоретические лекции Михаила Угарова разных лет, сейчас с помощью его учеников и студентов их собирают и готовят к публикации.

В первом томе сборника представлена драматургия Елены Греминой. В книгу вошли пьесы разных годов («За зеркалом», «Сахалинская жена», «Братья Ч», «Дело корнета О-ва», «Колесо фортуны» и др.). Во втором томе собраны почти все пьесы Михаила Угарова («Голуби», «Зеленые щеки апреля», «Облом-оff», «Правописание по Гроту» и др.), а также пьесы для Театра.doc, написанные драматургами совместно, как сценарии для конкретных постановок («24+», «Двое в твоем доме», «1.18» и др.).

Во вступительной статье литературовед, исследователь движения Новая драма, автор основополагающего исследования по российской драме нулевых Марк Липовецкий раскрывает главный парадокс творчества Греминой и Угарова – их удивительный переход от исторических, стилизаторских пьес, часто в традициях «поствампиловской школы», к документальному театру и вербатиму. От вымысла к социальной трибуне. От литературного романтизма к политическому театру, от любви к МХАТу к «чернухе» Дока. «Гремина и Угаров будут работать с документами современности, также как с текстами Чехова и Гончарова», - пишет Липовецкий. И формулирует следствие этого парадокса, манифест идеологов Театра. doc – отказ от гармонии и преодоления боли, депрессивности. Напротив, постулировалось только ее обнажение. Для Михаила Угарова отказ от компромиссов означал единственно верный путь к «пробуждению в человеке потребности в свободе». Это он ставил для Театра.doc основной морально-эстетической задачей.

«Это было необыкновенное чувство счастья, немыслимая новизна и литературный блеск, от которого невозможно было дышать», - вспоминала о своем первом знакомстве с пьесами Михаила Угарова на презентации драматург Ольга Михайлова. «Русская драматургия искусством осталась и в первую очередь благодаря пьесам Греминой и Угарова, это совершенно новаторская драматургия. Общая эстетическая основа, которая у них была, не делала их пьесы похожими, у них совершенно разные пьесы по атмосфере, отношению героя к жизни. Пьесы Лены – всегда о счастье. «Может ли быть кто-то быть несчастлив там, в Тамбове, Рязани, Пензе» (это из ее пьесы). Или ее героиня говорит: «Я была счастлива, я есть счастлива, я буду счастлива». У нее счастье может быть даже на каторжном Сахалине. У Миши же внешний мир враждебен человеку, его герой прячется от мира. Если у Лены герой в конце умирал, и другие герои страдали, страдали и мы, зрители. То Миша нам говорил, что, если на последнее странице герой попал под поезд, это хороший конец, а если жил-жил и ничего не менялось, вот это ужас! Они были разными, эти две половины мужского и женского взгляда на мир, но, соединяясь, создавали объем человеческой дущи и человеческого духа».

«Миша рассказывал о своей встрече с Леной, он говорил о том, что сначала их роман был в текстах», – поделилась режиссер Варвара Фаэр. «Они читали тексты друг друга, еще не будучи знакомы. И встретились они в Щелыково. И там выяснилось, что напротив него сидит та самая женщина, пьесами которой он восхищался, а напротив нее – тот самый мужчина. Это была сразу возникшая потрясающая приязнь. Счастье, которое между ними случилось в 1999 году и продолжалось 19 лет, мне кажется, и родило Театр.doc. Это направление родилось от желания поделиться этим счастьем, энергией, ведь они были невероятно альтруистичны. Они всегда были против того, чтобы ставить в Театре.doc свои пьесы. Но сейчас у меня нет сомнения, что их пьесы будут много ставить. Потому что их слава уже не опасна».

В этот месяц памяти - Михаил Угаров ушел из жизни 1 апреля 2018 года - в Москве можно увидеть новые постановки его пьес. Молодежный театр (РАМТ) выпустил премьеру «Оборванца» (режиссер – Владимир Мирзоев), в Центре Мейерхольда играют премьерный спектакль «Море. Сосны» (режиссер – Саша Денисова). Самое ожидаемое событие - официальное открытие новой площадки театра Михаила Угарова и Елены Греминой «DOC на острове», которое состоится 12 апреля. Сцена расположена по адресу Садовническая набережная, 69.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ожидании госпожи Чеховой

В ожидании госпожи Чеховой

Ольга Рычкова

Для прозаика и драматурга Николая Железняка театр – это жизнь, а не наоборот

0
3174
"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
3294
В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

Лариса Барыкина

Нет повода для грусти

0
3752
Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Михаил Гар

Как складывался конформизм патриарха Сергия

0
2701

Другие новости