0
2167
Газета Культура Интернет-версия

29.09.2019 11:11:00

Необыкновенное чудо Марка Захарова

Режиссер умер в Москве на 86-м году жизни


Не стало Марка Захарова – режиссера, руководителя «Ленкома», человека, посвятивший всю жизнь театру, но оставившего не менее значимый след и в истории кино. Захаров - один из тех мастеров, деятельность которых сегодня отмеряет «золотой век» русского театра и кино. На его фильмах-притчах, сказочных трагикомедиях о самом главном, как и на поставленных им спектаклях, выросло не одно поколение зрителей.

Марк Захаров с самых ранних лет связал свою жизнь с театральным искусством: окончил актерский факультет ГИТИСа, служил в драматическом театре в Перми, в том же городе впервые попробовал себя в качестве режиссера – на тот момент студенческого коллектива, а после возвращения в Москву работал и в театре им. Гоголя, и в театре миниатюр, и в театре сатиры. В 1973 году Захаров стал главным – и с тех пор бессменным – режиссером «Ленкома», поставив на его подмостках десятки спектаклей, в числе которых «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось».

Тогда же, в 70-х, Захаров впервые пробует себя в качестве кинорежиссера. Театральность на экране, как правило, не жалуют, но постановки Захарова, своей условностью во многом походящие на спектакли, - безусловно, исключение. И явление для всего советского, да и российского кино. С одной стороны – авторское и в чем-то даже экспериментальное кино, с другой – как нельзя более зрительское, созданное для всех и каждого, говорящее пусть аллегориями и метафорами, но понятное в каждом слове, помещенное в фантастический мир волшебников, принцесс и рыцарей, но близкое и узнаваемое. Спектакли и фильмы Марка Захарова образуют одну вселенную, существующую по законам развлечения и размышления, сказочных костюмов и светлой грусти. Не побег от реальности, как может показаться, а ее искусное и глубокое осмысление – через форму притчи, сказки, фантасмагории.

«Обыкновенное чудо» и «Убить дракона» по произведениям Евгения Шварца, «Тот самый Мюнхаузен» и «Формула любви» по сценариям Григория Горина – те произведения, которые принято называть, говоря о том или ином постановщике, программными. Сюда же обязательно стоит отнести и его «12 стульев». Вроде бы совсем другая история и совсем другой мир, но придуманный Ильфом и Петровым Остап Бендер, превратившийся в исполнении Андрея Миронова в поющего и танцующего плута, – плоть от плоти захаровский персонаж. Живущий в куда более реальном, чем остальные, мире, но перепридуманном, фантазийном, утрированном, условном.

Уникальный захаровский стиль – обязательные песни, обязательные костюмы, обязательная тонкая драматургия и обязательный невероятный по уровню мастерства актерский состав (Янковский, Абдулов, Леонов) – передается от фильма к фильму. Так же как передаются и заявленные режиссером с самого начала простые истины, мысли о свободе и любви как о непреходящих человеческих ценностях, которые впору повторять вновь и вновь с киноэкранов и с театральных подмостков. Все гениальное просто, а в случае с Марком Захаровым простота эта граничит с чудом, и вовсе не обыкновенным.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1343
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
856
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1548
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
1189

Другие новости