0
2735
Газета Культура Интернет-версия

29.09.2019 19:36:00

Ушел один из великих

Марк Захаров скончался на 86-м году жизни

Тэги: театр, ленком, марк захаров, некролог


212-2-2_t.jpg

Еще недавно на сборе труппы перед открытием очередного сезона театра «Ленком» директор Марк Варшавер, бессменный соратник Марка Анатольевича Захарова, успокаивал артистов: режиссер болеет, но уже совсем скоро вновь приступит к репетициям – жаждет работать. В 85 лет режиссер неустанно трудился, готовил премьеру, как всегда острую и бескомпромиссную. Успела даже завязаться общественная дискуссия – постановка планировалась по Сорокину, Дмитрий Певцов уже обдумывал роль Сталина. 93-й сезон открыли премьерой, оказавшейся последней работой мэтра, – шекспировской хроникой «Фальстаф и принц Уэльский»… Еще одна черта большого режиссера: Захаров всегда шел словно поперек времени, будь то выбор литературного материала или художественных средств выразительности, но в конечном итоге его произведения отвечали на болевые вопросы времени сполна, а если не могли ответить, то «лечили» – волшебством, вымыслом, игрой.

Режиссер никогда не изменял себе, его почерк абсолютно узнаваем как в театре, так и в кино, где нарочитая театральность граничит с условностью сказки («Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Тиль», «Дом, который построил Свифт», «Убить дракона»). Едкая ирония уступает место мягкому юмору. Стихия музыки сливается с действенным словом, чистой эмоцией и энергией. А его героям, витающему в облаках романтику Мюнгхаузену Олега Янковского или витальному, корневому Остапу Бендеру Андрея Миронова, веришь безоговорочно. И в кино, и в театре режиссер говорил о самом насущном – любви, совести, прощении.

Захаров – и законодатель новых жанров («Юнона» и «Авось» – первая российская рок-опера, более 30 лет не сходящая с подмостков), и законодатель мод – режиссер, можно сказать, возродил традицию писать для драматического спектакля оригинальную музыкальную партитуру. С композиторами Геннадием Гладковым и Алексеем Рыбниковым режиссер создал не один шедевр, как и вместе со своим сценографом – Олегом Шейнцисом. Захаров не любил изменять человеческим и творческим привязанностям.

Его авторские трактовки классики – навсегда в памяти поколений зрителей. «Доходное место», «Оптимистическая трагедия», «Игрок» («Варвар и еретик»), «Ва-банк» («Последняя жертва»), «Вишневый сад», где главным героем становился Фирс Леонида Броневого! Захаров смело брался за актуальную драматургию, чем открыл путь на сцену новым авторам – Людмиле Петрушевской, Михаилу Шатрову, Нине Садур. Он любовно собирал свою труппу, где теперь сплошь народные артисты у него множество учеников, и не только прямых, на его постановках училось не одно поколение режиссеров.

«Ленком», который Захаров возглавлял почти полвека, 45 лет (!), из подзабытого Театра имени Ленинского комсомола быстро стал настоящим брендом. Глотком свободы в годы застоя. Местом интеллектуального притяжения в переломные годы. Даже в последние сезоны, когда вектор интереса публики стал резко изменяться, в этом театре были аншлаги, сюда ежедневно приходят преданные зрители.

Век Марка Захарова, несомненно, состоялся – режиссер прошел тернистый путь, который привел его к вершинам. Начинал простым артистом, первые режиссерские работы осуществил в провинции, работал в студенческом театре, построил свой театр-дом, обрел громкую славу, ему покорились и сцена и киноэкран, он был и запрещен властью, и обласкан.

Ушла эпоха, осиротел театр. Коллеги и поклонники простятся с режиссером 1 октября. 

«НГ»


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Елизавета Авдошина

Новосибирский театр "Красный факел" выступил в столице РФ

0
622
Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Надежда Травина

В Нижегородском театре оперы и балета завершился фестиваль "Болдинская осень"

0
2303
Страна безоблачного счастья

Страна безоблачного счастья

Александр Матусевич

На сцене московской «Новой Оперы» с большими гастролями выступил Театр музыкальной комедии из Санкт-Петербурга

0
2457
Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Марина Гайкович

Продюсер фестиваля "Музыкальное сердце театра" о том, как развиваются и проект, и жанр

0
4002

Другие новости