Норберт Роденкирхен и Даниил Рябчиков играли произведения, авторы которых зачастую неизвестны. Фото Валентина Оверченко
Фестиваль Musica Mensurata, несмотря на камерные масштабы (несколько концертов в Кафедральном соборе святых Петра и Павла), организаторам стоит героических усилий. Слишком специфическая область – средневековая музыка, особенно ранняя, когда даже композитор произведения неизвестен.
Поэт Вальтер Шатильонский, чьему творчеству был посвящен заключительный концерт фестиваля, жил в XII веке и был ровесником первых профессиональных композиторов (считается, что это Леонин и Перотин из Школы Нотр-Дам, и музыка Перотина в концерте как раз прозвучала). В истории литературы он остался как автор «Алексанреиды» – десятитомника-жизнеописания Александра Македонского, а также поэтических текстов, которые и стали основой средневековых кондуктов (песен на латинский текст): воспевается в них нравственность, духовная цельность, поэтическая сила природы и так далее. Авторство его текстов зафиксировано, а вот принадлежит ли ему музыка кондуктов – можно только предполагать, но не утверждать.
Прозвучали кондукты в исполнении двух дуэтов, которые порой «менялись» солистами или объединялись в квартет. Даниил Рябчиков (цитоль) – необыкновенный знаток старинной музыки, он же вдохновитель и руководитель фестиваля и певица Анастасия Бондарева представляли российскую школу, флейтист Норберт Роденкирхен и певица Сабине Лутценбергер – немецкую, и весьма авторитетную.
Правда, иногда породу исполнителя ранней музыки сложно определить однозначно: так, после трех разновидностей флейты Роденкирхен взял в руки малюсенькую романскую арфу и весьма виртуозно на ней аккомпанировал. А Рябчиков в этот вечер играл на двух цитолях – это небольшие щипковые инструменты с тысячелетней историей, ставшие, пожалуй, прапрапрародителями гитары и скрипки (если переводить на знакомые понятия). Интересно, сохранилась ли хоть одна с тех времен? Один из инструментов, прозвучавших в концерте, был изготовлены как копия скульптуры Бенедетто Антелами в Пармском баптистерии (XII век), второй – по рукописям двух трактатов XIII века. Исполнители средневековой музыки как сказочники: оживляют картины (сколько произведений запечатлено на полотнах в художественных галереях, на фресках в соборах и так далее!) и скульптуры, сдувают пыль с архивных фолиантов, рассматривают их под лупой, расшифровывают…
Слушатель Musica Mensurata очень непохож на традиционного филармонического: здесь в основном молодые люди, подростки, влюбленные парочки. Вот знакомые консерваторские лица, а тут неожиданно мелькнула черная кожанка и бритый затылок, шарф футбольного фаната. Критик в этой ситуации чувствует себя в некотором роде неофитом: все-таки этот пласт музыки оказывается таким далеким, что найти инструментарий для рецензии не так просто. Этот музыкальный пласт практически не звучит в концертах: так, среди 200 с лишним абонементов Московской филармонии, самой крупной концертной организации России, музыка Средних веков найдется разве что в одном (ее исполняет ансамбль «Мадригал»). Так что же? Оценить саму музыку? Здесь важен сам факт ее звучания – шутка ли, пьесам почти 1 тысяча лет! Уже перед этой цифрой благоговеешь. Тем более что практически все, что звучит на фестивалях, исполняется впервые. Оценить «правильность» исполнения? Тут ориентиров практически нет. Хотя высокий класс исполнителей слышится с первых звуков, и никаких здесь фальшивых терций и квинт (о которых в одном из интервью сказал Норберт Роденкирхен: дескать, для его знаменитого ансамбля Sequentia это норма). Вот и остается идти интуитивным путем – попробовать отключить аналитический поиск (хотя в ходе дела начинаешь отмечать и взаимосвязь музыки и текста, приметы музыкальной драматургии в композициях, и необыкновенную виртуозность исполнителей) и включить воображение. И кажется, как ни нелепо звучит для профессионального слушателя, будто это музыка ангелов, или эльфов, или сказочных принцесс. Нет конфликта, бетховенская судьба не стучится в дверь, и можно «отпустить» критика и просто получать удовольствие.
комментарии(0)