0
3977
Газета Культура Интернет-версия

27.10.2019 23:06:00

Оперу «Поругание Лукреции» Бриттена показали в рамках фестиваля «Видеть музыку»


Наследию Бенджамина Бриттена в России повезло: как минимум пять его опер видело свет российских театральных рамп, однако «Поругание Лукреции» оставалось раритетом. Лишь раз, в 2005 году, Юрий Александров осуществил постановку театре в «Санкт-Петербургъ  Опера», где  ещё   до недавнего времени  «Лукрецию» очень редко, но играли, даже на гастроли возили. 

 С  прошлого сезона  это название включено в афишу Новой  Оперы.  Режиссёр Екатерина Одегова и сценограф Этель Иошпа в  команде с дирижёром Яном Латам-Кёнигом и драматургом Михаилом Мугинштейном  создали сильный спектакль о жёстком мужском мире, где привыкли только  брать, - и о противостоянии ему женственной духовности.  Камерность произведения (восемь  солистов-вокалистов и ансамбль из тринадцати  великолепных  инструменталистов),   лаконичность сценографического решения,  подчёркнутое мизансценическое немногословие вовсе   не мешают,  напротив, помогают  этому спектаклю подняться до  нечастой в  оперном  представлении значительности высказывания: что есть насилие над личностью и как с этим жить.  

Фирменный знак постановочной  команды, создавшей в родном театре не только «Лукрецию»,  но  целый ряд интересных   спектаклей - тщательная  проработка музыкального текста как подлинного фундамента продуманного и  глубоко прочувствованного спектакля.  В нём   нет ничего случайного - ни одной детали, ни единого лишнего жеста. Всё связано, всё работает на нравственную идею, вырастающую до высокого обобщения. Популярный в искусстве античный сюжет использован автором музыки, а за ним и постановщиками как повод для   философско-христианского рассуждения о природе подлинной свободы личности, о силе чувственного и красоте духовного, о невозможности жить в компромиссе с самим собой.

Освоенный западной теологией античный сюжет,  обработанный  либреттистом Рональдом Дунканом и самим Бриттеном, сохранил   рудимент греческой трагедии: введен мужской и женский хор в лице двух   свидетелей-рассказчиков.  В спектакле Новой Оперы это тенор и сопрано -  в  чёрно-белых  костюмах,  босые, на первый взгляд словно абсолютно нейтральные. Но активно взаимодействуя между собой и с участниками драмы, принимая мужскую или женскую сторону, они тоже проживают свои достаточно напряжённые взаимоотношения: и сдерживаемую тревогу  рядом со  взвинченными полупьяными  воинами в первой сцене, и умиротворяющий покой ритуального  развешивания белых полотняных  рубах вместе с женщинами; и острую агрессию, почти насилие, когда  благочестивый мужчина–хор   звереет не хуже  Тарквиния,  силой удерживая  женщину-свидетеля от помощи Лукреции. Исполнители этих персонажей превосходны, особенно Георгий Фараджев с его квази-инструментальным пением и отличным английским произношением.  

Спектакль, вслед за музыкой,  лишен плоской однозначности: героиня  выбирает смерть не только потому, что обесчещена, всё куда сложнее. Мощное мужское естество Тарквиния в какой-то момент захватывает её. В своём ночном одиночестве Лукреция не сразу распознаёт, кто дарит ей чувственный поцелуй, отвечает нежной лаской, и лишь потом понимает, что это не Коллатин, её муж. Влечение Тарквиния –  разрушающая сила: «Красота не может быть чиста! Если ею не наслаждаться, она тщетна!» - вот девиз великолепного самца.  Духовность его не отягощает. Как не отягощает и другого воина – Юния (Илья Кузьмин), заражённого  ещё и дикой завистью к Коллатину, счастливому мужу верной и прекрасной Лукреции.  Юнию, этому бриттеновскому Яго не составляет труда раззадорить эротическую агрессивность царевича, привыкшего получать всё: («Сын царя желает, значит смеет!») и уничтожить гармоничную цельность Лукреции. 

Но в ней, в этой хрупкой женщине, параллельно с  чувственным началом сильна высокая духовность. Лукреция борется с вожделением Тарквиния до последнего. А когда понимает, что обессилена, отдаётся, широко раскинув руки, словно распятая на кресте. И Тарквиний уносит её в глубину сцены долой от зрительских глаз. Для сцены насилия – жёсткой, почти животно-эротичной, но сделанной красиво, найдена пластика, не шокирующая натуралистичностью, но и не оставляющая сомнений в содеянном. А главное, в ней много смыслов, органично поданных зрителю настоящими актёрами-певцами Гаяне Бабаджанян и Дмитрием Орловым: не только властная алчность, но и подлинная страсть Тарквиния; не только физическое сопротивление Лукреции, но и её жертвенность в смешении с мощными  чувственными вибрациями, её выбор смерти  как  искупления чужого,  хищного  и своего, невольного  греха.  

Тема христианского смирения, тема креста в контекст языческого сюжета вписана  отчётливо:  с распятием ассоциируется не только мизансцена  в момент смирения Лукреции с насилием:  развешивают  белые рубахи – одна так и остаётся висеть полотняным символом распятия - а потом  складывают их, разложив предварительно на груди в форме креста.  («Что бы сердца не ощущали, их руки складывают чистое полотно» – говорит женщина- хор). Сама деревянная сценическая площадка, нависающая над оркестровой ямой, которая раздвигается в центральных сценах и  образует стержень – проход,  в результате принимает  конфигурацию креста. Но в этом нет ничего от церковной назидательности: всё органично, как сама природа.

В стильном и строгом изобразительном ряду (имитирующие холодный металл завесы, тёплый цвет деревянного настила, чёрный зеркальный пол) есть, на мой взгляд, некоторые вкусовые передержки в подчёркивании мужской агрессивности (жилеты военных костюмов утыканы огромными колючками, отчего персонажи в начале спектакля напоминают  дикобразов) и женской  роковой  обречённости (не радующие изысканной  художественностью  гирлянды из цветов-водорослей, которые, подобно мифологическим Норнам, прядут женщины). 

 Но ни мелкие шероховатости, ни важные образно-смысловые достоинства спектакля не лезут в глаза   назойливо. Они воспринимаются как часть  музыкально-театральной материи, в которую  гармонично вплетено очень многое:  античное величие и христианская философия, средневековые мотивы поэм о нежной  женственности прекрасных дам, коротающих жизнь в одиночестве («Как жестоки мужчины, что учат нас любви!») и аскетичная  строгость англо-саксонских легенд, бездонность прозрачного водного мира    и   жёсткость выжженной  войной земли.

А в центре – Человек. Личность. Женщина. Не принявшая насилие. В каком бы обличии оно не предстало. Это не только прочитано в сюжете, это услышано в многосмысловой музыке Бриттена, красоту которой и описывать не нужно: она  в спектакле не только превосходно звучит, но и материализуется в том, что происходит на сцене. Как верно, что спектакль «Поругание Лукреции» был показан на фестивале «Видеть музыку»: он идеально отвечает этому девизу. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1349
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
862
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1553
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
1194

Другие новости