0
4263
Газета Культура Интернет-версия

12.12.2019 18:55:00

Гении без злодейства

Концертный зал "Зарядье" предложил непредвзято сравнить музыку Моцарта и Сальери

Тэги: концерт, зарядье, моцарт, сальери


концерт, зарядье, моцарт, сальери Дирижер Стефано Монтанари умеет добиваться воплощения своих задумок. Фото Лилии Ольховой

Миф о завистнике Сальери, отравившем гениального Моцарта, невероятно живуч, по крайней мере в России, хотя заимствовали мы его 200 лет назад из Германии: великий Пушкин, а вслед за ним Римский-Корсаков приложили к этому руку основательно, наделив историю и философской глубиной, и художественной выразительностью. Несмотря ни на какие опровержения и свидетельства современников о прекрасных отношениях двух композиторов, а также целое судебное расследование, состоявшееся в Милане 200 лет спустя и признавшее итальянского маэстро полностью невиновным и безвинно оговоренным, миф здравствует и поныне. Имя бедного итальянца стало нарицательным и вспоминаемым главным образом в связи с именем Моцарта.

Ну, коли так, то лучше эту спайку не беспрестанно опровергать, а использовать – во благо искусства же. Так и поступили в московском зале «Зарядье», озаглавив одну из программ одноименно c пушкинской маленькой трагедией – «Моцарт и Сальери». Естественно, без всякого намека на злодейство, а лишь желая дать возможность услышать сочинения двух современников-коллег, чьи имена стали своего рода мемами. Моцарт звучит и у нас, и по всему миру много и регулярно, Сальери только недавно благодаря буму на барочную музыку и персонально усилиям таких музыкантов, как, например, Чечилия Бартоли, стал выходить из музыкального забвения. Поэтому во многом его музыка – новация для Москвы.

Драматургия концерта была выстроена по типу «венских академий» – публичных концертов в тогдашней столице Священной Римской империи германской нации: как правило, они открывались и завершались симфониями, между которыми располагалась прихотливая череда арий, ансамблей и концертов. Выбранные музыкантами – участниками концерта произведения для «реконструкции» «венской академии» в Москве все родом из 1770–1780-х годов венского периода в творчестве обоих композиторов.

Открыла вечер наипопулярнейшая 40-я симфония Моцарта, контрастом к которой прозвучал экспрессивный мотет Сальери «Fremat tirannus». Во втором отделении соотношение было прямо противоположным: вокальные сочинения Моцарта (речитатив и рондо «Mia speranza adorata» и ария «Et incarnates est» из до-минорной мессы) обрамляли инструментальный концерт Сальери для хаммер-клавира и оркестра. Знакомый до боли Моцарт и незнакомый по большей части Сальери ожидаемо оказались детьми одной эпохи – не расстававшейся с прихотливым изяществом барокко, но все же стремившейся к классической ясности мысли и формы, к искреннему и непафосному излиянию чувств. И конечно, избранные сочинения итальянского автора не воспринимались как второсортные, неизбежно уступающие опусам австрийского визави: богатый выразительной мелодикой мотет и полный изобретательности музыкальной мысли концерт доставили истинное наслаждение любителям прекраснейшего из искусств, в них чувствовалась композиторская зрелость и феноменальное мастерство, превосходное владение палитрой красок и всеми выразительными средствами, имеющимися в распоряжении мастера.

Донести красоту опусов венских композиторов взялся московский оркестр «Пратум интегрум» Павла Сербина – ансамбль единомышленников-аутентистов. В его исполнении хитовая 40-я удивляла новизной звучания – матовым, шершавым звуком, неясным, словно затуманенным-засурдиненным строем, слишком тихими вступлениями и недостаточно твердыми атаками, весьма умеренной динамикой, высветлением неведомых ранее просто непрослышиваемых в традиционных оркестрах подголосков, мелодических линий. Зато невероятно органичен коллектив был в аккомпанементе вокалу, но в особенности – изящному хаммерклавиру виртуозки Ольги Пащенко, инструменту кокетливому и утонченному. Театральная манера вести коллектив, присущая итальянскому маэстро Стефано Монтанари, известной долей эпатажности напоминала о вычурной барочной эстетике, однако на качестве исполнения это никак не сказалось – дирижер имеет свои интерпретационные задумки и умеет добиться их воплощения.

Вокальной звездой вечера стала белорусское сопрано с петербургским образованием и лауреатством престижнейшего конкурса в Кардиффе (того самого, который когда-то открыл миру Дмитрия Хворостовского) Надежда Кучер. И мотет Сальери, и арии Моцарта были исполнены ею виртуозно и очень музыкально: тончайшие оттенки, ювелирная нюансировка, свободное владение колоратурой и верхним регистром – все буквально пленяло и очаровывало в пении Кучер. Ее легкое лирико-колоратурное сопрано умеет быть настойчивым и сочным, экспрессивным до ярости, но поистине невероятно притягательны в ее пении краски другие – нежность, утонченность, изящество, пластичность, а внешний облик скромницы и простушки, но держащейся с достоинством и неизменным уважением к публике, импонирует пришедшим в зал, изрядно утомленным блеском иных, слишком яростных в своей эпатажности звезд. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 КОНЦЕРТ  Фестиваль современной хореографии Futurum

КОНЦЕРТ Фестиваль современной хореографии Futurum

0
2328
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
6221
 КОНЦЕРТ  "День Левитанского"

КОНЦЕРТ "День Левитанского"

0
3685
 КОНЦЕРТ  Аватар. Музыкальное шоу в Планетарии

КОНЦЕРТ Аватар. Музыкальное шоу в Планетарии

0
5178

Другие новости