Один из лауреатов проекта композитор Марк Булошников. Кадр из видео с канала «Столица Нижний Медиа» на YouTube
На днях была презентована программа «Русская музыка 2.0» – новый проект фонда Aksenov Family Foundation (известен многим как давний партнер проектов Теодора Курентзиса и как официальный представитель Зальцбургского фестиваля в России). Теперь организаторы фонда обратились к самому непопулярному в нашей стране виду искусства – к современной музыке. А точнее, к современным отечественным композиторам.
По задумке фонда, каждый год восемь-девять авторов будут получать денежные гранты на создание новых партитур, эти сочинения прозвучат на фестивале в Москве, а затем и в других странах. И если, скажем, в Германии или Швейцарии это вполне обыденное явление, то в России – редкая инициатива: у нас нет единой систематической поддержки молодых (или уже не очень) авторов, нет институций, которые могли бы пропагандировать их музыку, давать им регулярное финансовое обеспечение, стимулируя этим творчество и, собственно, предлагая средства для существования. Данная проблема на самом деле возникла довольно давно, но решается уж очень медленно – а тем временем дистанция между положением современной музыки в России и западной contemporary music продолжает увеличиваться, заставляя молодых композиторов либо писать «в стол», либо эмигрировать.
Имена лауреатов программы «Русская музыка 2.0» выбирает экспертный совет: музыкальный критик программы Дмитрий Ренанский, композитор Сергей Невский, дирижер Филипп Чижевский, директор Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) Виктория Коршунова, а также профессор композиции в Гарвардском университете Хая Черновин и ее коллега, профессор Гаагской консерватории Яннис Кириакидес. В этом году совет определил девять счастливчиков: это Марк Булошников, Олег Гудачев, Дмитрий Бурцев, Дарья Звездина, Даниил Пильчен, Марина Полеухина, Алексей Сысоев, Борис Филановский, Александр Хубеев. Все они уже довольно успешные композиторы и давно на слуху у профессионального сообщества: некоторые живут за рубежом (учатся, получая те же гранты), другие – нередко участвуют в российских фестивалях и пишут для ансамблей по всему миру. Называя эти имена, члены совета не сообщили, по какому принципу (почему именно они?) были отобраны участники в лонг-, а потом и в шорт-лист. Дмитрий Ренанский, правда, пояснил, что «Русская музыка 2.0» – это не конкурс, где авторы со всей страны присылают свои заявки, а эксперимент, в основе которого – личный выбор экспертов, которые прекрасно понимают, кто есть кто на карте новой музыки в России, и, следовательно, знают, кого нужно поддержать в первую очередь.
Свобода в отборе участников – свобода и самим участникам в создании будущих сочинений: никаких строгих жанровых ограничений, любая продолжительность звучания, любые инструменты (тут есть негласное количественное ограничение, пьеса для камерного состава) по согласованию с МАСМ и ансамблем Questa Musica, которые и будут исполнять новые опусы (где и когда – пока непонятно). Впрочем, спикеры заверили, что услышим мы лауреатов «Русской музыки 2.0» уже в конце 2020 года на одноименном фестивале – если, конечно, к тому времени откроют концертные площадки.
комментарии(0)