Девушка в эпоху цифровизации на фоне девушки доцифровой эпохи. Фото РИА Новости
За последние пять лет медиарынок существенно изменился. Еще в 2015 году и в России, и за рубежом основными игроками считались телевизионные медиакомпании, но стремительно началась цифровизация и персонализация контента. И сегодня уже ясно, что будущее за так называемыми ОТТ-сервисами (от английского over the top — «поверх приставки»), то есть интернет-телевидением и просмотром видео на смарт-тв и мобильных устройствах. При этом у зрителей востребован не только развлекательный, но и образовательный контент. Какое же будущее нас ожидает?
Сегодня ОТТ-сервисы занимают ведущие позиции в сегменте распространения контента – как платного, так и бесплатного. Практически у каждого медиахолдинга уже есть как минимум канал на YouTube, как максимум – свой видеосервис. Большую востребованность демонстрирует и образовательный контент, спрос на который постоянно растет. Современный человек изучает огромное количество информации — еще в 2009 году речь шла о 34 гигабайтах аудиовизуальной информации, и можно с уверенностью утверждать, что с тех пор объемы возросли. На это повлияло и увеличение количества мобильных устройств, и массовое использование технологии Smart TV, которая серьезно меняет формат использования устройств. Теперь, для того чтобы смотреть сотни, даже тысячи каналов и передач, нужно одно устройство и доступ к высокоскоростному интернету.
Еще один тренд последних лет – умение цифровой среды анализировать и подстраиваться под интересы конкретного зрителя, и возможности настройки постоянно улучшаются и растут. Совсем скоро телевизор и компьютер будут сами делать выбор за человека, причем выбор правильный.
В ближайшее время мы увидим, что видеоконтент станет основным способом взаимодействия с клиентами во всех отраслях. Сегодня многие уже привыкли искать инструкцию на YouTube, а не изучать длинное текстовое описание мелким шрифтом, пусть даже и в интернете. Популярны и короткие обучающие ролики, потому что так информация воспринимается и запоминается лучше. Видео используют в рекламе, маркетинге и даже службах поддержки.
Сегодня большая часть роликов на том же YouTube создана любителями, а не профессионалами, но и это начинает меняться – улучшается качество контента, а новые видеоблоги уже сравнялись по качеству с телепередачами. Затраты на производство некоторых выпусков сравнимы с телевизионным эфиром – иногда кажется, что десять лет назад даже на центральных каналах бюджеты были скромнее, чем у нынешних видеоблогеров. Несомненно, в ближайшем будущем произойдет большой скачок в разработке инструментов не только для создания контента, но и для его продвижения и монетизации. И такими инструментами станут видеоплатформы, которые объединят контент по темам. Цифровизация уже захватила культуру. Становится трендом гибридное потребление, при котором все мероприятия стараются дополнять онлайн-контентом и даже виртуальной реальностью. Посетителям хочется не просто смотреть на картину, а хотя бы информацию о ней найти по QR-коду, а еще лучше – попасть сразу на короткий интересный видеоролик.
Еще один эффективный способ взаимодействия с современной аудиторией – запуск онлайн-курсов и обучающих мастер-классов. Отличным примером в этой области можно назвать совместные курсы MoMA и платформы Coursera: люди могут изучать историю современного искусства или фотографии на примере работ, представленных в музее. Это лишний раз мотивирует выйти в офлайн, чтобы посмотреть на произведения своими глазами.
Пандемия коронавируса ускорила процесс перехода музеев в онлайн-формат и заставила многих уже этой весной экстренно выходить к своей аудитории в том же YouTube или Instagram. И многие нашли новые способы взаимодействия: онлайн-лекции и экскурсии, мастер-классы через прямые эфиры и так далее. Например, этой весной Музей русского импрессионизма провел онлайн-трансляцию, которая привлекла около полумиллиона человек. В съемках было задействовано семь камер, одна из которых «ходила» по этажам музея, создавая эффект присутствия и погружения.
Самое любопытное, что формат нового общения через интернет (в том числе через соцсети) привлек и офлайн-аудиторию. Фактически онлайн-мероприятия становятся сегодня одним из основных способов прорекламировать то или иное событие. Выражаясь языком продавцов, музеи через свою онлайн-активность получают «теплых» клиентов.
Однако музеи в какой-то момент сталкиваются с определенными сложностями. Традиционные видеоплатформы – Instagram, YouTube, Facebook, ВКонтакте – часто перегружены рекламой, да и конкуренция в них очень высока. Там удобно общаться с аудиторией, но вот вести мастер-классы или онлайн-трансляции сложно. И вероятность того, что пользователи не только выберут онлайн от музея, а просто долистают до него свою ленту, невысока.
Опыт работы с музеями во время пандемии показывает, что поклонники с удовольствием уходят на отдельные нишевые площадки. Такие, где нет лишних мигающих уведомлений, зато есть аудитория единомышленников и возможность пообщаться в комментариях с людьми, которые целенаправленно пришли смотреть именно эту трансляцию. Очевидно, что будущее именно за такими отдельными видеоплатформами, которые к тому же предусматривают и защиту авторских прав, что особенно важно для этой индустрии.
комментарии(0)