На фестивале выступают только звезды. Фото © пресс-служба Республиканского симфонического оркестра
Культурная жизнь в российских городах оживает после пандемии. Так, в столице Татарстана концертный сезон традиционно открыл фестиваль «Казанская осень», который проводит Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан и его художественный руководитель Александр Сладковский.
10 лет назад Сладковский приехал в Казань, чтобы подарить новую жизнь знаменитому, но в тот момент находящемуся в трудной ситуации оркестру. Настоящий антикризисный менеджер, он сразу сориентировался на большой казанской сцене и выдал несколько идей, которые не просто прижились, но стали традицией.
Так, с 2011 года музыкальный сезон в Татарстане открывается большим оперным опен-эйром на площади у роскошного Дворца земледелия. Одновременно фестиваль «Казанская осень» посвящается Дню города и Дню Республики Татарстан. Перед жителями Казани выступают настоящие оперные звезды, за минувшие годы в фестивале принимали участие Дмитрий Хворостовский, Роберто Аланья, Симона Кермес, Хибла Герзмава, Венера Гимадиева, Леонардо Граменья, Динара Алиева, Андрей Жилиховский, Сергей Скороходов и другие. Для юбилейного концерта Сладковский пригласил обожаемую в Казани Альбину Шагимуратову – в дуэте с баритоном Игорем Головатенко, певцом, за последние годы совершившим невероятный прыжок в мир больших оперных театров.
Перед началом концерта прошла мини-презентация последней крупной работы оркестра – бокса «Чайковский-2020», с записями симфонической музыки и инструментальных концертов композитора. На очереди, к слову, еще одна монографическая работа – только что завершилась запись всех оркестровых сочинений Рахманинова.
Надо сказать, что оркестр вышел из карантина, совсем не потеряв форму. Духовые, визитная карточка этого коллектива, которые никогда не дают "осечки", были как всегда на высоте, да и общий тонус коллектива ощущался как никогда. В непростых условиях опен эйра, требующих от музыкантов дополнительной концентрации, особенно когда участвуют солисты, оркестр был как скала.
Музыка Чайковского, а точнее, его «Итальянское каприччио» и ария Елецкого из «Пиковой дамы» и открыли концерт. Довольно разнообразная программа вечера сложилась из знаменитых увертюр, оперных и опереточных арий и дуэтов, фрагментов из испанских сарсуэл, но не обошла и татарскую музыку. В своих интервью Шагимуратова говорит, что татарские песни у нее практически в крови – петь их она начала в детстве, гораздо раньше, чем семья переехала в Казань. И делает она это блистательно, что и продемонстрировала в исполнении арии Алтынчеч из одноименной оперы Назиба Жиганова, а также в романсе Рустема Яхина «Не улетай, соловей». Был и другой – самый знаменитый «Соловей» – Алябьева, чьи феерические трели в исполнении Шагимуратовой триумфально венчали концерт.
Сольные и дуэтные сцены Шагимуратова и Головатенко исполняли, несмотря на все особенности открытой сцены, с колоссальной отдачей – сказывается и почти полугодовое отсутствие живых выступлений, да и собственно профессионализм обоих певцов, известных своим ответственным и продуманным отношением к материалу. Полные драматизма вердиевские сцены (из «Бала-маскарада», «Сицилийской вечерни», «Риголетто»), зажигательные опереточные, страстные испанские сарсуэлы – и бушующий «Стан Тамерлана» Александра Чайковского, без которого редко обходится выступление Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, тем более если речь идет о праздновании Дня города – так в десятый раз началась «Казанская осень».
комментарии(0)