Люка Дебарг мановением руки в одной мелодии соединяет столетия. Фото Московской филармонии
В Московской филармонии прошли концерты французского пианиста Люки Дебарга. Пианист пересек границы ради очередной встречи с российской публикой, которая его боготворит: вначале выступил в сопровождении Академического симфонического оркестра под управлением маэстро Юрия Симонова, представив свою трактовку Второго концерта Прокофьева, а следующим вечером дал сольный концерт – о нем и пойдет речь. Музыкант назвал свою программу «Вокруг Скарлатти» – изящно и тонко переплел сонаты итальянского композитора XVIII века Доменико Скарлатти с произведениями его современника Баха, миниатюрами современного французского автора Стефана Дельпласа и собственными опусами.
В нескольких интервью Дебарг признается в любви к фортепианным сочинениям Скарлатти, а самого композитора называет близким другом. Публика догадывалась об этой симпатии: пианист довольно часто вставляет пару-тройку сонат Скарлатти в свои выступления. В октябре прошлого года он всего за пять дней записал на лейбле Sony Classical 52 сонаты итальянского мастера и этим отчасти стер свой ярлык тонкого интерпретатора музыки французского импрессионизма. На концерте в филармонии, где таинственным образом «улетели ангелы акустики» (исчезли таблички на креслах), ему предстояло это доказать «прилюдно».
Начав и закончив сочинениями Баха («Итальянский концерт» фа мажор и «Токката № 2»), Дебарг устроил глубокое погружение в звуковой мир – но не Скарлатти, а в свой. Каждую сонату, безусловно, технически трудную для исполнения, пианист пропускал через себя: не только добавлял, в общем-то, чуждые такой музыке отклонения от темпа и акцентировал гармонические переходы, но и открывал много неожиданного – вроде пасторальных мотивов в одной части и джазовых синкоп в другой. Это была по-настоящему интеллектуальная игра во всех смыслах, в которой по большому счету одноликие сочинения Доменико Скарлатти вдруг приобретали новые, интересные, свежие краски. Просидев весь концерт в одной позе, не реагируя на звонки и падающие предметы, Дебарг самозабвенно рассказывал нам о своем «лучшем друге» – так, как если бы тот жил сегодня.
Перемешивая сонаты XVIII века со своей гиперромантической Токкатой и Прелюдией и фугой в духе блюзовых импровизаций, звучащих словно в каком-нибудь парижском кафе вечером, Дебарг искусно переплетал эти столь далекие друг от друга музыкальные нити, размывая границы времени и эпох. Догадаться о том, что закончился Скарлатти и начался Дебарг, можно было, в лучшем случае изучив программку: удивительно, но артист практически не делал пауз между номерами, оттого каждое последующее воспринималось как логическое продолжение предыдущего (отдельно стоит отметить тщательно продуманную последовательность пьес). После компактной часовой программы прозвучали три биса – «Баркаролы» Форе и самого Дебарга, а также «Фантазия» Скрябина. Последняя оказалась по-настоящему щедрым подарком, заставив задуматься о том, что будет, если следующая тематическая программа Люки Дебарга будет создаваться вокруг музыки одного из последних русских романтиков.
комментарии(0)