Фестиваль завершился оперой «Война и мир». Фото Геннадия Шишкина/Приморская сцена Мариинского театра
Во Владивостоке прошел юбилейный 5-й международный дальневосточный фестиваль «Мариинский». Его завершила опера «Война и мир» Cергея Прокофьева в режиссуре Кристины Лариной под управлением Павла Смелкова.
С момента создания и на протяжении первых четырех выпусков фестиваль «Мариинский» во главе с Валерием Гергиевым не только знакомит с достижениями и открытиями музыкальной культуры Петербурга жителей отдаленной части России, но и выстраивает культурно-экономические мосты с восточноазиатскими державами. В прошлогодних буклетах форума можно было встретить немало имен китайских музыкантов. Гости из соседних стран заполняли немалую часть партера. В этом году ситуация резко изменилась, и публику составили прежде всего российские дальневосточники, демонстрировавшие исключительную подготовленность к восприятию далеко не самых популярных партитур.
Многие горожане за эти пять лет взяли за добрую привычку отправляться через Золотой мост на мыс Чуркин, где расположена Приморская сцена Мариинского театра. До появления этого культурного объекта эта часть города не только не отличалась особой привлекательностью (если не считать, конечно, общей притягательности живописных ландшафтов с сопками), но и имела репутацию одного из самых неблагополучных, даже криминогенных районов. Судя по тому, как прилежно вела себя публика на 5-м фестивале «Мариинский», можно сделать выводы о том, какая большая работа была проведена для того, чтобы зал собирал аншлаги, и о том, что владивостокцы – народ хорошо обучаемый, реагирующий на новизну.
Богатая программа этого года изобиловала премьерами, одной из которых стал открывший фестиваль балет «Тысяча и одна ночь» на музыку Фикрета Амирова в хореографии Эльдара Алиева и декорациях Петра Окунева и под музыкальным руководством Эйюба Кулиева. Впервые во Владивостоке представили в концертном исполнении третий акт «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера. Премьерой стала и опера «Дон Карлос» Верди в постановке Юрия Александрова, поставленная в Мариинском театре в далеком 1999 году, шедшая там на протяжении многих сезонов до 2012 года, когда ей на смену пришла версия другого режиссера.
Спектакль Юрия Александрова идеально вписался в рамки Приморской сцены, уступающей по масштабам сцене Мариинского-2, но близкой к формату исторической сцены Мариинского театра. Во многом благодаря режиму закрытых границ в этой опере принял участие (в партии короля Филиппа) один из лучших, если не лучший вердиевский бас современности – Ильдар Абдразаков. При ином раскладе столь востребованный певец был бы в это время в Европе. Мужественно преодолевший джетлаг, он явил образ испанского тирана в его психоаналитическом, страдающем изводе, выискивая гуманистическую составляющую этого исторического персонажа, уводя негатив образа глубоко в тень. Сцену выяснения отношений с Елизаветой он провел трепетно, что вроде бы противоречило привычному настрою партитуры, когда от певца ждешь тиранической манеры. Король увел возлюбленную у сына, сделав своей женой и его мачехой, усилив фрейдистскую аномалию и ускорив развязку трагедии. Спектакль под управлением маэстро Валерия Гергиева отличался высоким градусом эмоциональности благодаря хорошему касту. Вторым басом в спектакле был Михаил Петренко, отдавший свой голос коварнейшему Инквизитору. Соперниц Елизавету и Эболи исполняли сопрано Ирина Чурилова и меццо-сопрано Юлия Маточкина, а друзей Карлоса и Родриго, поклявшихся в дружбе до гроба, – тенор Сергей Скороходов и баритон Владислав Сулимский, каждый из них играл на разрыв аорты.
Испытанием и для музыкантов, и для слушателей стало концертное исполнение «Огненного ангела», представленного во Владивостоке впервые. Начавшаяся на полтора часа позже заявленного из-за задержки рейса самолета, на котором прилетел оркестр Мариинского театра с маэстро после выступлений в Томске в рамках Пасхального фестиваля, опера тем не менее дождалась слушателей. Длившееся около трех часов без перерыва сочинение Прокофьева на стилизованный сюжет из позднего Средневековья сопрано Елена Стихина в партии Ренаты и бас-баритон Евгений Никитин исполнили в едином порыве.
Меццо-сопрано Екатерине Семенчук в партии Сантуццы и тенору Ахмеду Агади тоже пришлось пройти испытание сменой часовых поясов, выйдя на сцену в «Сельской чести» Масканьи по петербургскому времени в шесть утра, когда во Владивостоке был час дня. Но они всей душой и телом отдались на волю веристской трагедии, щедро одаривая зал силой своего чудодейственного вокала.
Под финал фестиваля приберегли тяжелую артиллерию – «Войну и мир» Прокофьева. Опера с участием большого хора находилась в группе риска. «Во время репетиций я ощущала себя на поле боя, вырабатывая тактику ведения репетиции, чтобы солисты, хор, миманс, балет не заболели и были доведены без потерь до финальных аплодисментов, – призналась режиссер Кристина Ларина. – Главным критерием нашего репетиционного процесса были любовь и забота о ближних, поэтому спектакль удался».
Санкт-Петербург–Владивосток
комментарии(0)