Мировая премьера сочинения Пярта прошла на полгода позже запланированного. Фото Александра Иванова/Транссибирский фестиваль
В Новосибирске возобновил работу Транссибирский арт-фестиваль – крупнейший музыкальный форум страны. Традиционно он проходит весной, но в этом году пандемия заставила поменять планы – заменить зарубежных исполнителей на отечественных и вынужденно разбить программу на две части. Первый блок концертов (кроме открытия всё – онлайн) завершился 28 марта, когда в Москве уже отменились массовые мероприятия; вторая часть Транссибирского успешно стартовала на днях – к счастью, офлайн, с полной (пусть и не шахматной) рассадкой публики.
Оба «этапа» закрывал и открывал Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Валентина Урюпина, которому, по его словам, довелось «распечатать тишину» еще в столице. И, наконец, после долгого перерыва в Концертном зале имени Арнольда Каца музыканты и сам худрук фестиваля Вадим Репин представили новую версию сочинения La Sindone Арво Пярта, недавно отметившего 85-летие.
Эстонский классик, чей приезд по понятной причине в Новосибирск не состоялся, посвятил свою пьесу Андресу Мустонену и Вадиму Репину. С дирижером композитора давно уже связывают и дружеские, и творческие отношения: трудно сосчитать, сколько сочинений Пярта исполнил его соотечественник Мустонен. Что касается Репина, то здесь, как говорится, звезды сошлись: Пярт высоко ценит чуткую исполнительскую манеру скрипача, а тот открыто называет его величайшим современным композитором. Программа концерта-открытия или же продолжения Транссибирского фестиваля была сосредоточена вокруг музыки Пярта и красноречиво называлась «Ангелу-хранителю». Два опуса эстонского мэтра обрамляли звуковые картины – сюита «Моя Матушка-гусыня» Равеля, а также тревожная и вместе с тем жизнеутверждающая, идеально иллюстрирующая атмосферу времени Четвертая симфония Шумана.
«Пассакалия» для скрипки с оркестром – типичный образец стиля Арво Пярта, который он сам метафорически определил как тинтинабули: «В такой музыке каждая фраза дышит самостоятельно». Остинато оркестра и вариации в партии скрипки (и наоборот) словно наглядно демонстрировали жанровую природу пассакалии, а скрипичное пиццикато к тому же намекало на ее испанское происхождение – как вид танца, исполнявшийся в сопровождении гитары. Новосибирский оркестр и Вадим Репин идеально проявили себя в этом нелегком поединке, завершив его на мажорной ноте.
Кульминацией вечера ожидаемо стала уже упомянутая La Sindone – мировая премьера, но на самом деле новая версия одноименного оркестрового произведения, созданного композитором для фестиваля в Турине в 2006 году. В ней Пярт размышляет о событиях земной жизни Христа и о загадочной реликвии туринской плащаницы: три раздела пьесы, как указано в программке, повествуют о трех великих этапах – распятии, погребении и воскресении. Романтические интонации вопроса в духе Чайковского, нежели Пярта, были своего рода аркой сочинения, внутри которого мерно, шаг за шагом, рождалась песнь восхождения: мотив ее был по традиции простым и программно-изобразительным. И лишь блестящее умение солиста тонко интерпретировать самые разные сочинения вкупе с высоким исполнительским уровнем оркестра не позволило «Плащанице» окончательно превратиться в саундтрек к историческому фильму. Впрочем, теперь «ответственным» за соблюдение этой грани станет Андреас Мустонен, который вскоре представит La Sindone на родине Арво Пярта – на концерте в честь его юбилея.
комментарии(0)