Лауреатом первой премии стал 26-летний бас из Москвы Алексей Кулагин. Фото Евгении Боргард
Традиционным временем проведения конкурса всегда был июль, но его пришлось перенести на ноябрь. В год 100-летия Георга Отса – знаменитого Мистера Икс, рожденного в Петрограде (чья фраза «Всегда быть в маске – судьба моя» воспринимается сегодня как никогда актуально), фестиваль-конкурс его имени в Петербурге планировалось устроить с иным размахом, с приглашением оперных звезд из соседней Эстонии и не только, с проведением театрализованного гала-концерта. Но все осталось в пространстве грандиозного замысла.
Ради сохранения конкурса пришлось поступиться статусом международности участников, поэтому по факту он в этом году получился исключительно российским, если не считать двух членов жюри – Алекса Григорева и Эйюба Кулиева, онлайн представлявших Германию и Азербайджан. География 65 конкурсантов включала разные регионы России, среди которых после Петербурга и Москвы активно шли Уфа и Красноярск – города, подарившие миру Ильдара Абдразакова и Дмитрия Хворостовского. Как сказал в напутственном видеообращении к участникам вокального состязания эстонский режиссер Арне Микк, лично знавший Георга Отса: «Несмотря на трудности нашего времени, народ и артисты хотят быть в зрительном зале и на сцене: в этом залог успеха и взаимного понимания». И был прав, потому что никакой, даже самый лучший онлайн не способен заменить живого контакта на линии «исполнитель–слушатель». Сестра Георга Отса, Марет Отс-Пурде, оказалась скупа на эмоции в кратком обращении, опубликованном в буклете конкурса, сказав, что считает «организацию вокального конкурса благим делом», всячески поддерживает и желает успеха участникам. В офлайн-жюри конкурса-2020 было приглашено представительное мужское трио петербуржцев: Юрий Лаптев (председатель), Павел Бубельников и Сергей Лейферкус.
Все три дня конкурса стремительно пронеслись в формате марафона, без перерыва и в сопровождении рояля, включая финальный тур, на который обычно приглашают симфонический оркестр. Первые два дня молодые певцы выступали в камерном зале, где акустика под стать студийной, а значит, были отлично слышны все большие и мелкие изъяны, но немногочисленным обладателям больших голосов пришлось совсем непросто. Третий же тур, состоявшийся в главном зале капеллы, устроил финалистам испытание своим акустическим пространством, в котором многие потерялись. На первом туре нужно было спеть единственную арию по своему выбору, а вот ко второму – подготовить уже две, причем не обязательно русскую и зарубежную, а, скажем, Моцарта и Верди; жюри могло попросить исполнить как их обе, так и довольствоваться одной.
Уровень конкурсантов в целом можно было считать условно средним, учитывая, в каких не самых психологически комфортных условиях живем все мы, и артисты – не исключение. Поэтому особо улыбающихся, сияющих радостью, раскованных певцов было, к сожалению, не очень много. Чудиков, которым вдруг показалось, что они умеют петь и должны непременно отправиться демонстрировать свои умения миру, и вовсе был минимум. Минимум был и по-настоящему сильных, конкурентоспособных солистов, несмотря на то что конкурс Отса предполагает высокий возрастной ценз, простирающийся аж до 38 лет.
Это условие нельзя было не признать правильным для тех сопрано, которые могут физиологически спокойно осиливать такие партии, как Лиза, Турандот, Аида, и в этот раз была целая россыпь таких отважных дам – правда, ни у одной из них не получилось идеального исполнения.
Каким бы слабым ни был вокальный конкурс, если он дарит возможность знакомства хотя бы с парой жемчужин – интересных, а то и потенциально выдающихся голосов, его можно считать важным событием. Такими голосами на IV конкурсе Отса стал московский бас-баритон Максим Андреенков, показавший свое отменное чувство моцартовского стиля и аутентичную протеистичность в арии Дон Жуана. Он мог бы дойти и до финала, но зачем-то решил выставить в полуфинале арию Галицкого из «Князя Игоря» Бородина, в которой ему элементарно не хватило объема голоса – притом что монолог Джанни Скикки из одноименной оперы Пуччини он исполнил феноменально и хоть сейчас с ней мог бы отправиться на сцену, скажем, венского театра «Ан дер Вин».
Абсолютный восторг довелось испытать во время исполнения московской сопрано Александрой Соколовой сцены сумасшествия Офелии из «Гамлета» Тома. В ней восхищало все: и тембр, и уникальный от природы голос, и органичное вибрато, и техничность в исполнении всевозможных вокальных безумств, да и внешне она была ни убавить ни прибавить небесной красоты шекспировская Офелия. Соколова дошла до финала, но ее выбор последней арии Донны Анны из «Дон Жуана» Моцарта тоже оказался очень далек от идеала.
Лауреатами третьей премии (50 тыс. руб., поделенные надвое) стали 35-летний бас Рустам Касимов из Нижнего Новгорода и 22-летняя сопрано Дария Гаврилова из Санкт-Петербурга. Этот бас очень эффектно не только слушался, но и смотрелся в арии Хана Кончака из «Князя Игоря» Бородина, которому и грим никакой не был нужен. Дария очаровала ярким, переливающимся тембром, из которого должно вырасти очень красивое лирическое сопрано.
На втором месте (70 тыс. руб. пополам) оказались 26-летняя меццо-сопрано Назгуль Ибрагимова из Уфы и 26-летний баритон Артем Савченко из Санкт-Петербурга. Назгуль исполняла в финале арию Секста из «Милосердия Тита» Моцарта и Принцессу Буйонскую из «Адрианы Лекуврер» Чилеа, но не оставила уверенности, что будет развиваться как моцартовская или веристская певица. Намного выигрышней в настоящий момент она могла бы слушаться в барочном репертуаре или ариях Россини. А вот Артем Савченко был самым стабильным конкурсантом, прошедшим как истинный отличник от первого до последнего тура.
Лауреатами первой премии (100 тыс. пополам ) стали 27-летняя меццо-сопрано Дарья Черний из Санкт-Петербурга и 26-летний бас из Москвы Алексей Кулагин. Дарья показала себя достойной преемницей исполнительской традиции своего учителя – Ирины Богачевой. Алексей Кулагин получил эту награду большим авансом как растущий бас, который, как известно, созревает очень неторопливо. И, наконец, обладателем специального приза конкурса имени Отса стал 26-летний красноярский баритон с редким и совсем не оперным, а баховским именем Севастьян Мартынюк (и внешностью сказочного принца), который пленил с первого тура красотой, интеллектом и интеллигентностью своего лирического баритона, способного при правильном стечении обстоятельств покорить сцены самых лучших оперных театров мира. n
комментарии(0)