Фото сайта citytraffic.ru
Завершился Всероссийский конкурс-фестиваль им. М.М. Ипполитова-Иванова, жюри которого возглавлял знаменитый скрипач и дирижер Максим ВЕНГЕРОВ. Журналист Светлана ОСТУЖЕВА поговорила с маэстро о конкуренции, дополнительных органах чувств и о достоинствах и недостатках жизни онлайн.
– Максим, вы всемирно знаменитый музыкант, член жюри престижнейших международных музыкальных конкурсов. Почему для вас было важно принять предложение стать почетным председателем жюри конкурса имени Ипполитова-Иванова?
– Во-первых, конкурс имеет давнюю историю и большой авторитет среди российских и зарубежных музыкантов. Во-вторых, я рад, что моя судьба связана с институтом имени Ипполитова-Иванова, а также с фондом «Русское исполнительское искусство», который стал организатором проекта, получившего поддержку Фонда президентских грантов.
Могу сказать, что фигура Ипполитова-Иванова – одна из ключевых, как сейчас говорят, корневых фигур в истории нашей музыкальной культуры. Его деятельность как крупного композитора, общественного деятеля и одного из основателей современной системы музыкального образования имеет общемировое значение. Он оставил огромное композиторское наследие, был дирижером Большого театра, крупным этнографом и педагогом, традиции, заложенные им, сохраняются и по сей день. Как дирижер я окончил институт имени Ипполитова-Иванова, где учился у выдающегося дирижера современности, профессора Юрия Ивановича Симонова, чем очень дорожу.
– Говорят, что талант в любом случае пробьет себе дорогу. Это действительно так?
– Говорят еще, что талантам надо помогать, а бездарности пробьются сами. И я думаю, что оба эти выражения имеют право на жизнь. Но чтобы талант состоялся в нашей сфере, в нашей профессии, для постижения которой требуются десятилетия, необходим наставник. Причем наставники тоже бывают разного уровня. Поэтому становление таланта – это всегда тандем великого педагога и молодого дарования.
– А еще говорят, что главное – не побеждать, главное – участвовать. Или это такое утешение для неудачников?
– Вообще-то сама концепция конкурса, состязания больше созвучна спорту, нежели музыке. Но более совершенная система выявления талантов еще не придумана. Именно участие в конкурсе дает возможность быть замеченным обществом, без чего музыкант не может состояться. Кроме этого, конкурс является мощным дополнительным стимулом к совершенствованию мастерства.
– Музыке учатся миллионы детей во всем мире, и практически каждый мечтает о славе. Но до вершины Олимпа доберутся единицы. Что остается на долю тех, кто отдал музыке много лет своей жизни, а зачастую и все свое детство – но так и не вошел, метафорически выражаясь, в олимпийский резерв?
– Все, кто приобщается к музыке, являются счастливыми людьми. Музыка как ничто другое развивает интеллект, душу, формирует характер, личностные качества и позволяет глубже познать красоту мира. Можно сказать, что люди, увлеченные музыкой, приобретают своего рода дополнительный орган чувств. Здесь уместно вспомнить мысль Эйнштейна, который говорил, что если бы он не был скрипачом, то не достиг бы таких высот как ученый.
– Что дало лично вам участие в конкурсах?
– Мне конкурсы помогли прежде всего познать уровень своих возможностей, ведь, участвуя в конкурсе, я прежде всего бросал вызов самому себе.
– Что вы думаете о традиционной российской системе музыкального образования? Сегодня она нередко подвергается суровой критике.
– Музыкальное образование, как и музыкальная культура, – это особая сфера, которая имеет общецивилизационное значение. Она требует особого подхода, отличного от образования в технических и других вузах. Эта сфера всегда будет нуждаться в поддержке общественности и государства. Она не дает сиюминутной прибыли, ни один оперный театр, ни один симфонический оркестр не окупается. Но дивиденды, которые обеспечивает музыкальная культура и музыкальное образование для социума в целом, трудно переоценить.
Наша исполнительская школа заняла ведущие позиции в мире более 100 лет назад, и она до сих во многом определяет мировой уровень исполнительского искусства. В России создана уникальная система музыкального образования и самая крупная сеть музыкальных учебных заведений. Эта почва для воспитания талантов создана благодаря объединению усилий общественности и государства. Россия на протяжении веков вела собирательную политику: сюда приглашали лучших ученых, музыкантов, художников, архитекторов. Это позволило России взойти на Олимп мировой культуры и послужило толчком для достижений и в других сферах деятельности. Сегодня наша школа нуждается в материальной подпитке. Это касается и зарплат педагогов, и оснащения инструментами музыкальных учебных заведений. Чтобы не потерять свои лидирующие позиции, сегодня на музыкальное образование надо обратить пристальное внимание. Будет очень обидно, если мы не сохраним наши богатые традиции русского исполнительского искусства. Именно этим Россия очень интересна миру.
– Участились скандальные случаи с обвинениями педагогов в психологическом давлении, насилии и даже домогательствах к учащимся – причем далеко не всегда справедливыми. Традиционная система стала подвергаться атакам в информационном поле. Может ли его в полной мере заменить онлайн-обучение, к которому мы все невольно пришли в период коронавирусного карантина?
– Я считаю, что высшее мастерство педагога – это его способность увлечь ученика так, чтобы все трудности ремесла он преодолевал с радостью. Пробудить в ученике интерес к музыке, помочь полюбить ее – так я представляю главную задачу учителя. Насилие неприемлемо.
Что касается онлайн-обучения, здесь я ни секунды не сомневаюсь в том, что начинается новая эпоха, в которой существующая система образования будет сочетаться с новыми технологическими возможностями. Они прежде всего помогут обеспечить доступ к качественному музыкальному образованию даже тем, кто живет вдали от крупных культурных центров.
– Кстати, как вы проводили время в самоизоляции? Чем занимались и как переживали отсутствие концертов и живого общения с публикой?
– Решение о введении режима самоизоляции застало меня в Петербурге, где мне пришлось на несколько месяцев задержаться вместе со своей семьей. Учитывая, что мой концертный график включает примерно 80 концертов в год, которые являются основным источником дохода, ситуация с их отменой была для меня, как и для многих музыкантов, довольно тяжелой.
Но я воспринял этот период как редкую и счастливую возможность провести время с семьей, насладиться общением с детьми. Я, конечно, не сидел сложа руки и принял участие в нескольких онлайн-проектах, которые посмотрели более 200 тысяч любителей музыки.
– Прошел и еще один музыкальный форум – всероссийский конкурс-фестиваль «Золотые таланты России». Какой главный совет вы бы дали его участникам?
– Я знаю, что, несмотря на сложную обстановку, заявок на участие в конкурсе поступило намного больше, чем предполагалось, что само по себе очень приятно. Прежде всего я хочу передать привет и слова поддержки всем молодым музыкантам. И хочу пожелать, чтобы в момент исполнения они были на уровне своих возможностей и чтобы конкурсная реальность не помешала им быть свободными, раскрепощенными и получить удовольствие от общения с музыкой!
комментарии(0)