Мехрибан Алиева и Патриарх Кирилл. Фото с сайта azertag.az
После окончания войны в Карабахе одной из самых обсуждаемых тем является судьба христианского наследия Карабаха. Данная тема обсуждается на самом высоком уровне, а российские миротворцы взяли под контроль основные храмовые комплексы. Разобраться в теме принадлежности храмов «НГ» помог игумен Алексий (Никоноров), настоятель Свято-Николаевского православного прихода в г. Мерано, автор диссертации на тему «Христианство в Кавказской Албании», защищенной в Московской духовной академии в 2004 году.
- Как отметил в своем выступлении президент Владимир Путин, говоря об объектах исторического, культурного и религиозного наследия, находящихся под контролем миротворческих сил, - в Азербайджане есть христиане, причем это одна из древних христианских церквей. Что вы можете сказать об этом?
- Христианство на Кавказе появляется фактически с момента самого зарождения этой религии. Более того, проповедниками Евангелия в регионе становятся не просто миссионеры, а живые и непосредственные свидетели жизни, страданий, распятия и воскресения Христа - апостолы. При этом христианская традиция, знавшая здесь периоды расцвета и угасания, тем не менее никогда не прерывалась. И одно из свидетельств этому обстоятельству - многочисленные храмы и монастыри, находящиеся не только на территории Карабаха, но и во многих других районах Азербайджана. Практически на протяжении тысячи лет Азербайджан был преимущественно христианской страной.
- Фактически Азербайджан является правопреемником Кавказской Албании, а удины - прямые потомки албанских христиан?
- Совершенно верно, что азербайджанцы - это не пришлые в XI-XIII веках тюркские племена, а потомки древних кавказских народов, тысячелетиями формировавшиеся в этом регионе и постепенно вбиравшие в себя персидский и тюркский этнические элементы. Соответственно нынешние азербайджанцы являются законными преемниками тех государств, которые существовали на этой земле, в том числе и государства Кавказской Албании, а также наследниками тех культурных и религиозных монументов, которые дожили до наших дней.
Игумен Алексий. Фото из личного архива |
- Как известно, Албанская апостольская автокефальная церковь в 1836 году прекратила свое существование. Есть ли сегодня вероятность восстановления Албанской церкви?
- Процесс формирования церковного института не происходит в короткий временной отрезок и тем более не может произойти по чьему-то волеизъявлению. Достаточно рассмотреть, как была образована Албанская Церковь в древности: проповедь апостолов и их учеников в I веке, образование небольших христианских общин, их конфликт с маздеистской религией, отстаивание своих убеждений вплоть до мученических смертей во II столетии, политическое объединение племен в противостоянии внешним силам и стремительный подъем самосознания народа, желание политической и религиозной автономии от своих соседей в III веке, и, наконец, принятие христианства царским домом и последующее за этим всеобщее крещение народа в начале века IV. Результатом именно этих сложных исторических процессов становится формирование Албанской церкви как полноценной и автономной. И эту автономию придется развивать и доказывать активной миссионерской деятельностью среди прочих народов (хазаров), созданием школ, переводами богословских трудов и составлением канонических сборников. То есть процесс формирования Албанской Церкви занял несколько столетий.
Как можно сегодня говорить о восстановлении этой церкви фактически на пустом месте? Где те самые удины, которые желают получить богословское образование? Кто из них занимается переводами литургических текстов? Говорить о возрождении Албанской церкви в таком контексте преждевременно.
Но это не значит, что Албанской церкви нет. Христиане Азербайджана являются духовными наследниками этой древней Церкви. И она фактически продолжает существовать, но не в тех стенах, которые пройдя через века достояли до наших дней, а в общинах людей, верующих во Христа и живущих по Евангелию и по учению Православной восточной церкви.
Монастырь Гандзасар. Фото с сайта www.ardean.am |
- Аутентичность древней восточной христианской традиции - это православие.
Монофизитское религиозное направление, которого придерживается Армянская церковь, привело к ее расколу с мировым православием. Как известно, несторианство и монофизитство поддерживали враждебные Византии персидские силы, чтобы духовно оторвать периферийные для Византийской империи территории и лишить их религиозной, а следовательно и политической поддержки со стороны имперского центра.
В сегодняшних реалиях кавказским христианам нет смысла продолжать играть в эти религиозно-политические игры, которые поставят удин в положение схизматиков и маргиналов, а следует придерживаться канонической церковной традиции. Тем более, что в вопросе духовного окормления потомков албанских христиан существенную и реальную помощь может оказать православная Бакинская и Азербайджанская епархия, успешно осуществляющая свою миссию в Азербайджане с 1905 года.
- Один из самых острых вопросов - это вопрос принадлежности церквей и монастырей Карабаха и не только. Говорят, что на протяжении уже почти двух веков историки фиксируют элементы арменизации албанских памятников. Как этому можно противостоять?
- Говоря о зоне Карабаха, мы должны понимать, что в 428 году н.э. Армянское государство перестало существовать и превратилось в марзпанство Сасанидского Ирана. Эпизодическое восстановление в последующих столетиях независимых армянских государств вообще не касалось территории Карабаха. По этой причине ни один монумент, созданный в регионе в это время, никак не может называться армянским.
Самые важные и древние комплексы, сохранившиеся в Карабахе, это: монастырь Амарас (IV век), монастырь Дадиванк (IX-XIII века) и монастырь Гандзасар (XIII век).
Монастырь Дадиванк. Фото с сайта www.armenia-tour.com |
Дадиванк (Кельбаджарский район) по преданию сооружен над могилой ученика апостола Фаддея - Дади, в нынешнем виде был обустроен в начале XIII века правителями Хачена из рода Араншахов.
Гандзасар (Кельбаджарский район) - родовая усыпальница албанских князей, обустроен Гасаном Джалалом, с XIV века резиденция албанских католикосов.
Имеются еще около полутора десятка храмов в основном XIII столетия и с разной степенью сохранности.
После арабского завоевания территории Кавказской Албании христианское население региона концентрируется в горных, труднодоступных для проникновения арабских войск и администрации районах страны (Карабахе). Фактически в этот период и создаются в Карабахе прекрасные образцы албанской религиозной архитектуры. При этом авторитетный армянский историк Сурен Еремян приводит слова историка XIII века Киракоса Гандзакского, который говорит о том, что в этот период «лишь какая-то часть албанских начальников владело армянским», в то время как население Карабаха говорило на своем родном языке.
Можно предположить, что с этого времени при реставрационных работах и привносились надписи на армянском. Да, в них могли молиться монофизиты, их могли реставрировать в том числе и мастера армянского происхождения, их могли упоминать в своих трудах армянские историки, но все это не делает религиозные и культурные памятники Кавказской Албании армянскими!
Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Баку. Фото с сайта www.1news.az |
- Культурное наследие любого народа - это прежде всего то ценнейшее достояние, которое обеспечивает преемственность времен, ненавязчиво учит и воспитывает людей, раскрывает то самое прекрасное и глубинное, что есть у народа. Поэтому так важно уделять особое внимание сохранности исторических памятников. Кажется, в цивилизованном мире это все понимают. А Азербайджан в период своей новейшей истории демонстрирует эталонный пример бережного отношения к монументам истории и культуры, и не только к своим.
За минувшие 27 лет Азербайджанское независимое государство, невзирая на необходимость решения сложных политических, экономических, прочих проблем, уделяло особое внимание сохранению и тщательной, грамотной реставрации исторических монументов с привлечением профильных специалистов международного уровня. И это не только древние городища, крепости, сторожевые башни, ханские дворцы, мечети, но и христианские храмы, еврейские синагоги.
Первый вице-президент Азербайджана госпожа Мехрибан Алиева является международно признанным послом доброй воли ЮНЕСКО. На средства фонда Гейдара Алиева были отреставрированы древнейшие христианские катакомбы святых Марцеллина и Петра в Риме, продолжаются работы по реставрации древних христианских саркофагов комплекса базилики святого Себастьяна. Блестящие результаты этой работы я видел своими глазами!
Когда итальянские журналисты задали вопрос первой леди Азербайджана: «Почему фонд из Азербайджана - государства мусульманского - финансирует реставрационные работы христианского наследия?» - госпожа Алиева, в частности, отметила: «Азербайджан является страной на рубеже Европы и Азии, Востока и Запада, и это географическое положение повлияло на глубокое разнообразие, которое характеризует нашу страну. Дружба и братство всегда сопровождали населяющие ее народы, и наше великое богатство заключается также в присутствии многих религиозных конфессий».
Если есть те, кто сомневается в намерениях и способности Азербайджана позаботиться о культурном наследии Карабаха, пусть приедут в Азербайджан, посетят города и села этой страны - и тогда все недоумения отпадут сами собой.