0
2999
Газета Культура Интернет-версия

08.12.2020 20:10:00

Уральский прорыв Бетховена. 250-летие композитора ухитрились с блеском отметить в Екатеринбурге

Тэги: екатеринбург, филармония, международный фестиваль, бетховен


екатеринбург, филармония, международный фестиваль, бетховен Музыканты мужественно играли в масках. Фото с сайта www.sgaf.ru

Международный музыкальный фестиваль Be@thoven к 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена прошел в Свердловской филармонии. В Екатеринбург приехали музыканты из 10 стран.

До наступления всего этого пандемийного светопреставления такая новость могла бы если и не потонуть, то стать всего лишь одной из ряда культурных новостей, доносящихся из России и мира, поскольку одному из самых известных композиторов, написавших симфонию, где «судьба стучится в дверь», должны были быть посвящены многие фестивали и прочие арт-проекты. На родине Бетховена в Германии должны были помпезно громыхнуть грандиозные музыкальные и театральные празднества, на которые был создан специальный фонд размером в 32 млн евро. Планировалась премьера оперы «Фиделио» в Баден-Бадене, хореограф Джон Ноймайер собирался показать свое видение Девятой симфонии, и далее по списку. Ничего этого не состоялось ни в каком, даже в онлайн-виде. Мир изменился до такой степени, что единственный полноценный живой и по-настоящему международный фестиваль Бетховена был проведен не в Москве и не в Петербурге с их могучими амбициозными филармониями, а на Урале, в Екатеринбурге. И даже если он задумывался более масштабным, с большим числом концертных и просветительских событий, то и в виде своих насыщенных шести дней сумел объединить воли организаторов двух главных стран – Германии и России, чтобы, подобно объекту посвящения, продемонстрировать всей планете силу человеческого духа, способного быть выше самых суровых обстоятельств. Впрочем, Свердловская филармония уже давно волевым Es muss sein (нем. «Должно быть») заставила говорить о себе благодаря редкой для многих российских городов активности филармонического менеджмента, ведущего не на словах, а на деле работу с публикой как в уральской столице, так и на далекой периферии в области. Что и говорить, если едва закончился фестиваль Бетховена, как директор филармонии Александр Колотурский уже поспешил поделиться новостью о подготовке к проведению фестиваля музыки Николая Мясковского, незаслуженно и слишком безалаберно забытого русского симфониста.

Сверстанный новый сезон в Екатеринбурге был целиком перенесен на следующий год, а текущий формируется «на живую нитку» в контексте меняющихся распоряжений об ограничениях. Бетховен-фест было решено оставить в календаре там, где он и был запланирован. А дух бетховенского бунтарства очень к лицу уральцам, он придает им уверенности в завтрашнем дне, учитывая, какие перемены у них на носу – строительство грандиозного концертного зала по проекту Захи Хадид, открытие которого запланировано на 2023 год. Бетховен-фест открылся выступлением Уральского академического филармонического оркестра под управлением Алексея Богорада, который продирижировал Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, где солистом был Северин фон Эккардштайн, а также в духе рефлективной реплики на это сочинение – «Be@thoven-Invocation» Владимира Тарнопольского, мировая премьера которого состоялась в Бонне в 2017 году. Звучала в этом концерте и Пятая симфония, но не Бетховена, а Сергея Прокофьева.

Каждая из фестивальных программ была выстроена по принципу эпохальных арок, связывавших наследие Бетховена с теми, кто пришел в этот мир после него. Продолжился уральский бетховенский форум сольным концертом Северина фон Эккардштайна – пианиста, чье имя в России до сего момента было совсем неизвестно, но те, кто знает музыканта давно, уверяют, что его игра напоминает разом Софроницкого и Гульда. Северин в своей программе поставил рядом с Тридцать второй сонатой Бетховена Шестую Прокофьева и «Эскизы» Шарля Алькана, забытого французского композитора-романтика. Австриец Томас Цетмайр, известный прежде всего как скрипач, но с некоторых пор и как дирижер, впервые приехал в Екатеринбург, чему был несказанно счастлив, учитывая все обстоятельства. Его дебютом на екатеринбургской сцене стала Пятая Бетховена, его же Скрипичный концерт и Двойной концерт для скрипки и альта Бриттена, где солисткой выступила его супруга Рут Килиус. «Вечером молодых звезд» была названа программа с участием солистов Международного молодежного Чайковский-оркестра, созданного в рамках Оркестровой академии, проводимой Свердловской филармонией в партнерстве с немецкой фирмой RCCR Projects GmBH с 2014 года. Здесь в пару к Септету Бетховена подобрали Маленькую камерную музыку для духового квинтета Хиндемита и Увертюру на еврейские темы Прокофьева.

Представление о творчестве Бетховена было бы неполным без вокального вечера, который здесь получил название одноименного вокального цикла – «К далекой возлюбленной». Баритон Томас Бауэр, который успешно занимает нишу камерного и кантатно-ораториального певца, задал фирменную настройку на жанр бетховенской Lied с его предельной рецептурной чуткостью к слову, интонации, фразе, стилю. При всей краткости цикла, открывшего путь романтическим циклам Шуберта и Шумана, российские певцы не решаются браться за него, понимая, насколько кристально чистой должна быть артикуляция – как формальная, так и смысловая, и потому выбор носителя языка был единственно верным решением. Бетховенское настроение за роялем очень строго, в роли блюстителя традиции поддерживал Николаус Рексрот. Песни Малера и Вагнера, а после них романсы Чайковского, исполненные вслед вокальным шедеврам Бетховена, на удивление органично воспринимались как эволюционные ветви древа музыки. За Малера с Вагнером отвечала меццо-сопрано Елена Жидкова (недавно дебютировавшая в Байройте в партии Венеры в «Тангейзере» Вагнера), согревшая морозный Екатеринбург своим чувственным горячим тембром, а романсы Чайковского – «Серенаду» и «Канарейку» – исполнила сопрано Мария Баянкина, представшая в облике знатной столичной примадонны с полнокровностью звучания, салонным шармом немногословной, но интенсивной жестикуляции. Завершала бетховенский смотр на Урале эверестная Девятая симфония. Три части на сцене был только оркестр – Международный молодежный Чайковский-оркестр под управлением Томаса Цетмайра. Когда на финал вышел симфонический хор филармонии – вышел в масках и, не снимая их, запел «Оду к радости», зал словно пробило током от вынужденной радикальности решения. Маска на суровых лицах хористов казалась символом накопления энергии для последующего прорыва. После чуть суховатого, как бы аутентичного, безвибратного, без агогических излишеств и градаций динамических нюансировок исполнения трех частей Девятой хор воспринялся как мощная животворная волна, способная смыть на своем пути все нечистые и непродуктивные помыслы на пути к счастью человечества. Бетховену такая решимость явно была бы очень по нраву. 

Екатеринбург–Санкт-Петербург


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Маленькие трагедии" завершились хеппи-эндом

"Маленькие трагедии" завершились хеппи-эндом

Надежда Травина

В Нижнем Новгороде прошел VI международный фестиваль "Стрелка"

0
1640
Денису Мацуеву придется срочно искать еще один акустический рояль

Денису Мацуеву придется срочно искать еще один акустический рояль

Надежда Травина

IV международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition обошелся без победителей и проигравших

0
4702
Российская премьера балета "Грек Зорба" прошла в Казани

Российская премьера балета "Грек Зорба" прошла в Казани

Марина Гайкович

Спектакль Лорки Мясина открывал Международный фестиваль имени Нуриева

0
3782
Романовы без имперских амбиций

Романовы без имперских амбиций

Анастасия Коскелло

Почитание Николая II избавляют от налета маргинального монархизма

0
10859

Другие новости