0
4040
Газета Культура Интернет-версия

17.01.2021 18:42:00

Сергей Никитин-Римский поставил историодраму о первой советской лампочке

Вольфрам, что движет солнца и светила

Тэги: иммерсивный спектакль, историодрама, красный вольфрам, сергей никитин римский, история, ссср, ламповое произодство


иммерсивный спектакль, историодрама, красный вольфрам, сергей никитин римский, история, ссср, ламповое произодство Участники спектакля превращаются в жителей Москвы 1920–1930-х. Фото с сайта www.elektrozawodsk.tilda.ws

Выхожу из метро на станции «Электрозаводская» и озираюсь по сторонам. Здесь должны собираться участники иммерсивного спектакля-историодрамы «Красный вольфрам», посвященного пионерам лампового производства в СССР. Но пока что трудно сказать, кто из блуждающих морозным вечером людей будет играть вместе с тобой, а кто всего лишь отдыхает и задумчиво курит у торгового центра. Когда сам город превращается в сценографию, граница между театром и реальностью исчезает. Примерно через 10 минут ко мне подкрадывается женщина лет 40 с тонкой сигаретой в руке: «Извините, судя по взгляду, вы тоже на спектакль?» О том, что она немецкий рабочий Вилли Кох, прибывший в столицу для промышленного шпионажа, моя спутница, конечно же, не догадывается. Впрочем, как и о том, что вскоре я зачитаю ей приговор об аресте – такова моя историческая миссия на сегодня.

Из темноты дворов появляется Сергей Никитин-Римский – создатель и ведущий перформанса: среди простых смертных Вергилия электролампового завода выделяют шляпа и красная папка со сценарием. Постепенно его окружает небольшая группа энтузиастов. Роли распределяются случайно – вы получаете либо советский, либо немецкий паспорт, куда вложены листки с текстом. По новому документу я стенографистка райкома ВКП(б) Светлана Круглова 1913 года рождения. Меня смутило, что мужчинам достаются женские роли, а реплики, скажем, Солженицына или Вальтера Беньямина выпадают девушкам. Но на самом деле это неважно: от тебя не требуют быть актером, достаточно с выражением (или как получится) прочитать в микрофон отрывки писем, воспоминаний и других архивных документов. Товарищ Кох, открывая свой паспорт, опасливо смеется: «Я, наверное, плохо кончу, да?»

Советский Союз охотится за технологией волочения вольфрамовой нити. Собственно, других подробностей не раскрою и вслед за режиссером повторю: «Все, что вы сегодня услышите, – это тайна». Берлинские рабочие, движимые идеалами коммунизма, приезжают в Москву, основой сюжета становятся их труды и дни на заводе. Как и эти бедолаги, мы тоже померзнем у коммуналки на Матросской Тишине, а потом прогуляемся по цехам, отпразднуем Новый год, проголосуем на митинге, а также проголодаемся, выпьем чаю с батончиком «Рот Фронт» на тайной вечере и сфотографируемся как ударники для инстаграмной многотиражки.

Загадочный жанр историодрамы соединяет в себе театрализованную бродилку с элементами экскурсии. Пожалуй, самое интересное заключается в том, что участники не просто читают реплики, но всерьез погружаются в эпоху и размышляют, как бы им самим жилось в Москве 20–30-х годов прошлого века. Я слышу, как неподалеку очаровательная рыжеволосая дама в роли супруги инженера Моисея Железняка с неподдельной грустью сетует на то, что муж не закрывает двери и привечает всех рабочих – они же наверняка голодные. А как на всех напасешься продуктов? Стоит отдать должное ведущему за интеллигентный юмор и талантливую импровизацию. Во-первых, на спектакль кто-то может не прийти или опоздать. Во-вторых, герои порой самовольничают. Когда достопочтенный Вилли отпрашивается выкурить дамскую сигарету, на лице Сергея появляется невозмутимая улыбка: «Товарищ Кох, вы не курите. Вы бросили».

У каждого из нас в наушниках вещает радиостанция «Электрозаводск». Главный трек – марш «Ты будешь наш, красный вольфрам», его на записи перебивает глас вопиющего о том, что хитрая проволока словно смеется над теми, кто пытается ее добыть: «Обрывается, сволочь! То получается, то снова брак». Танцевальные номера в исполнении кооператива «Айседорино горе» придают повествованию динамику. Дарья Плохова и Ася Кузичкина не только отвечают за хореографию, но еще и выступают кем-то вроде сотрудников НКВД и проводников преисподней: надев черные плащи с капюшонами, они выдают и забирают поддельные документы, фонариками освещают мрачный двор и металлическими голосами произносят: «Граждане, пройдемте!» Кажется, на готическом здании завода создателям спектакля следует повесить табличку с надписью: «Оставь надежду, всяк сюда входящий». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Данила Моисеев

Филиппа VI не пустили на инаугурацию главы государства после отказа извиниться за преступления конкистадоров

0
1715
От Древней Греции к ЮНЕСКО

От Древней Греции к ЮНЕСКО

Марина Кривенькая

Уроки прошлого и современные вызовы международного образования

0
930
Калеными шомполами

Калеными шомполами

Андрей Мартынов

Неизвестные союзники Деникина

0
1027
Добро пожаловать на кухню

Добро пожаловать на кухню

Константин Поздняков

Приключения советских квартир

0
1142

Другие новости