Дмитрий Корчак и Ирина Костина в опере «Пираты». Фото Даниила Кочеткова предоставлено пресс-службой театра
Крещенский фестиваль впервые состоялся в 2005 году, вскоре после кончины Колобова: и по своему названию, и по срокам проведения он сразу был «зарифмован» с одним из важнейших православных праздников совсем не случайно – ведь по удивительному совпадению Евгений Владимирович родился 19 января.
Но фестиваль этого года особенный – самой «Новой опере» исполняется 30 лет, а ее основателю исполнилось бы 75. Столь знаковый юбилей должен быть подчеркнут особо, содержательно – истинно колобовским наполнением программ. Поэтому обязателен в афише любимый спектакль маэстро – «Евгений Онегин» в постановке Сергея Арцибашева (1996); поэтому не обойтись без оркестрованных Колобовым романсов двух гениев русской музыки – Чайковского и Рахманинова.
Три важнейших события фестиваля – колобовские по избранным названиям, по бездне смыслов, что несут эти произведения, какие воскрешают в памяти ассоциации, связанные с именем легендарного дирижера. На открытии форума прозвучал «Реквием» Верди – по форме поминальная заупокойная месса, столь уместная в память об ушедшем от нас более 17 лет назад гении, а по сути – грандиозная операморфная оратория, столь любимая всеми большими музыкантами и самой широкой публикой.
Колобов не был исключением: обращался к грандиозному вердиевскому творению не раз. В «Новой опере» впервые продирижировал им в 1999-м – театр поддерживает эту традицию все годы после маэстро, а делали мессу с колобовскими коллективами такие мастера, как Эри Клас, Гинтарас Ринкявичюс, Ян Латам-Кёниг. На этот раз за «Реквием» взялся нынешний главный дирижер театра Александр Самоилэ – признанный авторитет вердиевского стиля. В его версии партитура обретает положенный ренессансный размах, монументальную величественность и одновременно светится нежными красками в лирических фрагментах.
Как всегда у Самоилэ, при всей экспрессивности оркестра голоса в приоритете – ведь в настоящей итальянской опере именно вокал должен главенствовать. Из квартета солистов полное удовлетворение принесло пение баса Евгения Ставинского – близкое к совершенству и по стилистике, и по технике. Удивил выбор лирического тенора на, в общем-то, героическую партию – но благодаря звонкости и яркости Алексей Татаринцев уверенно держит звуковой паритет. Именно звонкости несколько не хватало густому меццо Агунды Кулаевой, главным образом в ансамблях: в сольных вокализах ее фундаментальный, безупречно выровненный голос по-настоящему завораживал и пленял. Зарина Абаева была бы совершенным сопрано для партии, некогда подаренной Верди своей любимой певице Терезе Штольц, если бы не интонационные помарки в финальном Libera me – пожалуй, самой важной для нее части.
Второе знаковое событие – концертное исполнение оперы Беллини «Пират». Российская премьера этого сочинения прошла в 1837 году в Большом театре, а потом о нем забыли на полтора столетия. Именно Колобов отыскал в архивах Кировского театра клавир и фрагменты партитуры этого сочинения, восстановил по клавиру ее недостающие части и после долгого забвения впервые исполнил в Ленинградской филармонии в 1984 году. В 1989-м он осуществил театральную постановку этой оперы в Москве, в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, которая вызвала небывалый фурор.
На нынешнем фестивале свою интерпретацию «Пирата» предложил Андрей Лебедев, которому утонченные лирические партитуры очень удаются. Сказочной красоты беллиниевская мелодика, ясность гармонического мышления, воодушевляющая романтическая приподнятость сложились в исключительно удачный пазл – маэстро и на этот раз удалось выигрышно представить все достижения юного Беллини. Оркестр и хор театра звучали утонченно, и в целом они сумели достичь филигранности в передаче особой стилистики рафинированного образца бельканто.
Не подвели и певцы. Главной звездой проекта явился тенор Дмитрий Корчак в партии Гуальтьеро, победно оглушавший запредельно высокими нотами, правда и не забывая при этом про гибкую кантилену и лирические краски. Вопреки традиции главную женскую партию сходящей с ума Имоджене отдали легкому сопрано – Ирина Костина была убедительна в колоратурах и верхних нотах, но драматической насыщенности в столь трагическом образе хотелось бы больше. Баритон Павел Янковский в партии неумолимого Эрнесто радовал густым тембристым звуком и стилистически убедительным прочтением исполняемой музыки.
Третье знаковое событие – концертное исполнение вердиевской «Силы судьбы» – ожидается под финал фестиваля. Именно этой оперой Колобов в конце 1970-х громко, на весь СССР, заявил о себе в Свердловске, потом повторил успех в 1980-е в Ленинграде, возвращался к этому сочинению в 1990-е уже в Москве. Представить небывалые красоты единственной «русской» оперы Верди вновь возьмется Александр Самоилэ.
комментарии(0)