1
4669
Газета Культура Интернет-версия

02.02.2021 18:50:00

Юрий Башмет нарисовал музыкальную картину 1930-х

Концерт "ХХ век. Век поиска" на II Зимнем фестивале в Москве

Тэги: концерт, юри башмет, зимний фестиваль, москва


концерт, юри башмет, зимний фестиваль, москва Патриция Копачинская и Юрий Башмет после исполнения «Траурного концерта». Фото Юлии Иванко/Пресс-служба фестиваля

Почти на месяц – с 18 января по 12 февраля – растянулся II Международный зимний фестиваль искусств в Москве. Руководит им, как несложно догадаться по названию, Юрий Башмет, решивший, что не только сочинцы (на черноморском побережье Зимний фестиваль пройдет уже в 14-й раз) заслуживают красивый зимний праздник. Тем более в этом году, когда концертный сезон скукожился до невозможности.

Башмету и его команде удалось не только выстроить интересную программу, но и приложить (наверняка героические) усилия по обеспечению европейским музыкантам въездных виз. К счастью, ко второй трети фестиваля их могли услышать уже 50% слушателей. Один из самых любопытных в этом отношении концертов прошел в концертном зале «Зарядье» и назывался «ХХ век. Век поиска». Впрочем, из всего века выбрано было одно десятилетие – 1930-е, и представлено оно было четырьмя сочинениями. Прозвучавшие одно за другим, они обнаружили неожиданные связи.

Так, ранний цикл Бенджамина Бриттена «Озарения» на стихи Артюра Рембо (1939) в нежном, деликатном и искреннем исполнении тенора Богдана Волкова и струнного оркестра «Солисты Москвы» казался отзвуком «Детской» Мусоргского. А Первый фортепианный концерт Равеля (1931) привычно отмечается слушательской ремаркой «джазовый» – и совершенно справедливо: фрагменты, обрамляющие медленную часть, одно из самых поэтических высказываний ХХ века, действительно имеют много общего с новым музыкальным стилем прошлого века. Но прозвучавший после Итальянской виолончельной сюиты из «Пульчинеллы» Стравинского (солировал венгерский виолончелист Иштван Вардаи), джазовый концерт вдруг заиграл красками «Петрушки» с его сухим треском ударных, фортепианных глиссандо, упругих ритмов и вскриков духовых. Это смешение русских красок (возможно, не только следствие соседства с музыкой Стравинского, но и русских оркестра и дирижера – «Новой России» и Юрия Башмета) и французского изящества пианиста Дэвида Фрая, названного критиками одним из самых интеллектуальных молодых исполнителей, заставило эту знаменитую музыку прозвучать ново.

Казалось бы, особняком в этой программе должен стоять «Траурный концерт» Карла Амадеуса Хартмана (1933), написанного, дабы выплеснуть впечатление ужаса от действий нацистов. Это сочинение, дискомфортное для слушания (особенно в соседстве со Стравинским-Перголези и Равелем), дает этой программе необходимую глубину, где неоклассицизм, эксперименты со старыми формами и манящая роскошь музыкального материала словно отрезвляют, возвращают к реальности, к той картине мира, где пробивается мелодия «Вы жертвою пали» (ее же использовал Шостакович в Одиннадцатой симфонии, посвященной событиям 1905 года). Удивительно, что «Траурный концерт», в целом не очень популярный, играется в последние годы довольно часто. Владимир Спиваков играл его в цикле Владимира Юровского «Война и мир» (и до того еще не раз), да и Юрий Башмет не так давно включал его в абонементный концерт «Солистов Москвы». Швейцарская скрипачка Патриция Копачинская, которая как раз солировала в концерте Зимнего фестиваля, сделала его центральным сочинением одного из своих недавних дисков, а вокруг темы «Вы жертвою пали» выстроила целую программу с оркестром Camerata Bern. Видимо, художники, чей внутренний камертон настроен всегда несколько тоньше, чем у обывателя, подсознательно чувствуют актуальность этой темы и сегодня, в 2021 году. И они, кажется, правы. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
1972
Цифровые сервисы приходят в столичные учреждения культуры

Цифровые сервисы приходят в столичные учреждения культуры

Татьяна Астафьева

Высокотехнологичные платформы упрощают связь горожан с библиотеками, театрами, кружками и секциями

0
1063
Посылки из Москвы поддерживают бойцов СВО и жителей приграничья

Посылки из Москвы поддерживают бойцов СВО и жителей приграничья

Елена Крапчатова

Горожане – от предпринимателей до студентов – собирают гуманитарные грузы в столице

0
2710
 КОНЦЕРТ  "День Левитанского"

КОНЦЕРТ "День Левитанского"

0
2241

Другие новости