Зрители оценили виртуозное исполнение партии Недды (Евгения Муравьева) и партии Канио (Ахмет Агари). Фото пресс-службы фестиваля
Шаляпинский оперный фестиваль – один из старейших в России – проходит в 39-й раз. 10 спектаклей и два гала-концерта, ведущие российские певцы, роскошные постановки «большого стиля» – почтенный форум остается верен своим традициям.
Правда, одна из ключевых позиций в силу понятных обстоятельств была пропущена: как правило, на Шаляпинском показывают премьеру нового спектакля. В этот раз фестиваль открылся полуконцертным исполнением оперы Леонкавалло «Паяцы». Но вариант семистейджа, как обычно называют такие представления, был столь убедителен, что осталось впечатление настоящего спектакля, страстного и трагического.
Кое-какие наметки режиссуры были и в выходах артистов, и даже в мизансценах: скажем, Арлекин поет свои признания в любви Коломбине из верхней ложи, артисты появляются в партере, отпускают гэги и т.д. Но убедительнее всего действовали не столько режиссерские приемы, сколько работа исполнителей, проживших свои роли от первой до последней секунды. Опера о жизни и театре – декорацией ей служит сама сцена, зрительный зал и бархат занавеса. Наполняют же ее эмоции артистов. Кастинг можно назвать блистательным. (А по географии – петербургским, так как были приглашены артисты из Мариинского и Михайловского театров.)
Ахмет Агади, один из любимых артистов театра, которого приглашают сюда с завидной регулярностью, пел Канио. Ревность, боль, ярость, отчаяние – все это вместе с невероятно виртуозным исполнением партии (знаменитое «Смейся, паяц» в конце первого акта заставило зрителей разразиться овацией) задало тон спектаклю. Недда у Евгении Муравьевой получилась железной леди с горячим сердцем: сколь жестка она с Тонио, не проявляя сострадания ни к его уродству, ни к его чувствам, столь же искренна в своей любви к Сильвио. Каждая секунда ее пения (безупречного), каждое ее движение, мимика, взгляд выдают нетривиальную и сильную артистку. Не зря Недда, кажется, одна из ее коронных партий, с которой она выступала еще в начале карьеры и на которую делает ставку сейчас. По стечению обстоятельств две западные постановки «Паяцев» с ее участием (одна из них – в Чикаго) были отменены.
Блистательный негодяй Тонио Романа Бурденко и лирический Сильвио Владислава Куприянова, игривый Беппо (Дамир Закиров) составили квинтет, равный которому по выразительности, умению чувствовать друг друга еще поискать. Об этом, кстати, перед спектаклем говорит и дирижер Марко Боэми – давний друг Татарского оперного театра, участник многих премьер и спектаклей. Высказался он и о сегодняшней ситуации: «Меня переполняют гордость и счастье оттого, что я могу выступать. В то время как на родине разрешен шопинг, но закрыты все театры». Свой мощный корабль – оркестр и хор заняли всю глубину сцены – Боэми весьма изящно провел по волнам «Паяцев», особенно по части ансамбля с певцами.
Из ближайших событий Шаляпинского фестиваля, которые невозможно не отметить, «Травиата» с Альбиной Шагимуратовой (примадонна выступит и в заключительных гала-концертах), «Трубадур» с Татьяной Сержан и Владиславом Сулимским (Мариинский театр), «Борис Годунов» с Михаилом Казаковым, Олегом Долговым, Агундой Кулаевой (Большой театр) и Алексеем Тихомировым («Новая опера»), «Севильский цирюльник» с Алексеем Татаринцевым («Новая опера») и Константином Шушаковым (Большой театр). Проводит фестиваль и офф-программу, где запланировано несколько лекций об истории спектаклей.
комментарии(0)