Евгений Миронов в образе Гамлета. Фото Алексея Молчановского/Русское концертное агентство
Десятидневный фестиваль в Сочи, давно уже ставший визитной карточкой города, в этом году без преувеличения носил пометку «невозможное». В условиях пока еще не завершенной пандемии и 30-процентной заполняемости зала Зимнего театра (главной площадки форума) организаторы, отказавшись от привычных сегодня онлайн-трансляций, представили зрелищные концертные программы с участием российских и зарубежных звезд, а также трех коллективов маэстро Башмета: «Новой России», «Солистов Москвы» и Всероссийского юношеского симфонического оркестра.
Как и прежде, в рамках Образовательной программы действовали три департамента – инструментальный, вокальный и народных инструментов с участием мировых коучей; состоялись Турнир поэтов, финал Международного конкурса имени Шнитке и Рихтера, Школа молодых журналистов и впервые Школа молодого продюсера. Такое грандиозное культурное изобилие, с каждым годом притягивающее к себе все больше публики, словно символизировало долгожданное полноценное возвращение к привычной концертной жизни. О внезапной паузе прошедшего года напомнила лишь выставка инсталляций лаборатории видео-арта (куратор – Антонио Джеуза), в которых обыгрывалась тема самоизоляции и одиночества.
Программы фестиваля традиционно охватывали практически все музыкальные жанры и стили вплоть до сочинений, написанных сегодня, однако ставка, очевидно, делалась на репертуар для широкой публики. Так, на концерте Viva Opera три выдающихся артиста – бас-баритон Ильдар Абдразаков, солистка Михайловского театра меццо-сопрано Олеся Петрова и новая прима Мариинского театра Елена Стихина – презентовали всеми любимые оперные арии и дуэты от «Дон-Жуана» Моцарта до «Гранады» Агустина Лары, завершив этот оперный парад импровизированным исполнением эстрадного хита Эрнесто Куртиса «Мне не забыть тебя». Другое соприкосновение с миром оперного искусства у сочинцев случилось еще на открытии, где выступила также не нуждающаяся в представлении сопрано Аида Гарифуллина. Впрочем, на Зимнем фестивале «серьезная» музыка последовательно сменялась «легкой», будь то вечер джаза во главе с трубачом Вадимом Эйленкригом или вечер фламенко с испанской певицей Марией Эредией.
Важнейшей особенностью фестиваля было и есть присутствие в программе нескольких мировых музыкальных и музыкально-драматических премьер. В этом году это целых три спектакля, среди которых один еще до показа обратил на себя пристальное внимание. Пятая по счету коллаборация Юрия Башмета, режиссера Марины Брусникиной и актера Евгения Миронова была посвящена Гамлету, точнее, новой интерпретации бессмертной шекспировской трагедии. Миронов уже был в образе Принца Датского в спектаклях Питера Штайна и Робера Лепажа: в статичной версии Брусникиной (на сцене лишь оркестр «Новая Россия» и экран с проекцией лица актера) он читал монологи за всех главных персонажей – но не по-театральному пафосно, а, наоборот, просто и естественно, отчего даже знаменитое «Быть или не быть» заиграло новыми смыслами. Другой неотъемлемой составляющей «Гамлета» стало звучание фрагментов из музыки Дмитрия Шостаковича к спектаклю Николая Акимова, поставленному в Вахтанговском театре в 1932 году, и музыки к одноименному фильму Григория Козинцева с Иннокентием Смоктуновским в главной роли (1967): было любопытно сопоставить сочинения молодого и уже зрелого композитора, автора нескольких масштабных симфонических полотен.
Закрытие Зимнего фестиваля искусств получилось мощным и громким во всех смыслах. Прежде всего благодаря премьере бельгийского композитора Патрика де Клерка – забойному концерту для симфонического оркестра и двух электрогитар в стиле метал (соло исполнил сам автор и гитарист Ён Холохан), отчего на какое-то время сцена Зимнего театра превратилась в рок-площадку; на той же волне Юношеский оркестр сыграл свой «коронный» номер – «Болеро» Равеля. Прозвучали Виолончельный концерт Шумана и Скрипичный концерт Глазунова (солисты Йенс Петер Майнц и Татьяна Самуил), а также бесспорное украшение концертных программ – «Джазовая сюита» Александра Цфасмана: любимые публикой «Снежинки», изумительный по красоте «советский» вальс, полька в духе мюзик-холла и финал с говорящим названием «Быстрое движение» (солировал пианист Дмитрий Маслеев). А еще на закрытии отпраздновали победу над коронавирусом – именно такую идею заключала в себе пьеса «Исход горькой воды» Шарлотты Брей. Британский композитор, впрочем, отказалась от прямого воплощения замысла: никаких гимнов и ликующего до мажора, вместо этого – бесконечные диссонансы, которые, подобно сегодняшней ситуации, так и не были разрешены в нечто устойчивое.
Сочи–Москва
комментарии(0)