«Благовест» отличает качество голосов: практически каждый здесь – солист, способный порадовать красотой тембра и культурой звуковедения. Фото © пресс-служба ансамбля
Уникальный столичный коллектив был создан Галиной Кольцовой на излете советской эпохи, когда общество, утомленное слишком рьяным материалистическим просвещением, потянулось к давно забытым ценностям. Тысячелетие Крещения Руси в 1988-м и перестроечные общественные процессы оказались благоприятным фоном, на котором стали возникать музыкальные коллективы, ориентированные на исполнение духовной музыки. И прежде всего русской, которая была почти что в полном загоне – в то время как для западной музыки концертные залы не закрывались практически никогда. Но «Благовест» на этом пути был первым – и остается по сей день эксклюзивным послом высокой музыки, связанной со звучанием человеческого голоса и религиозной проповедью.
Примерно в те же годы, почти в самом начале становления ансамбля, состоялась встреча коллектива и его худрука с молодым московским композитором Антоном Висковым. Ученик Геннадия Гладкова, до того ориентированный, как и его патрон, на создание мюзиклов, как раз тогда почувствовал тягу к духовному творчеству. С тех пор они с «Благовестом» идут по жизни вместе – Висков стал со временем арт-директором коллектива, который исполняет множество его сочинений. Профессиональный юбилей наложился на личный: 55-летие композитора и три десятилетия сотворчества с «Благовестом» отмечаются в этом сезоне серией мероприятий. Главный же концерт состоялся в Рахманиновском зале Московской консерватории.
Зал бывшего Синодального училища, ныне носящий имя великого русского композитора, создавшего непревзойденные шедевры русской духовной музыки, – самое подходящее место для такого концерта. Хоровое звучание расцветает особо в этих стенах, чья акустика исключительна именно для хорового пения. «Благовест» отличает качество голосов: практически каждый здесь – солист, способный исполнить в сопровождении родного коллектива заковыристый опус, порадовать красотой тембра и культурой звуковедения, умеющий встроить свой уникальный инструмент в общую палитру слитного хорового звучания. Именно такие качества на концерте демонстрировали сопрано Ангелина Никитченко, Наталья Привалова и Анна Сайгина, меццо Екатерина Алабина, тенор Борис Комлев и известный бас Дмитрий Степанович, ныне – солист «Благовеста».
Монографический концерт был четко поделен пополам – несмотря на общий вектор духовной музыки, две его части разительно отличались друг от друга. В первой коллектив исполнил абсолютно новое сочинение Вискова – ораторию «Голгофа. Русские страсти», в которой сам композитор выступил за роялем в качестве аккомпаниатора. 12 частей хорового цикла составили дюжину картин на евангельские сюжеты, тесно связанные со страстной тематикой. Такого рода сочинения широко распространены в западной христианской музыке – в них удивительным образом переплетается мистериальная сущность и народный, вертепно-балаганный театр со своей простой, но выразительной драматургией. Для русской традиции такой подход нехарактерен – Висков здесь новатор, стремящийся привнести на русскую почву эту культуру. Демократичность музыкального языка сочинения может стать залогом его будущей популярности – оно очевидно доступно для понимания и восприятия слушателем любого уровня музыкальной подготовки и культуры посещения академических концертов.
Вторая «глава» праздничного вечера представила венок разрозненных духовных песнопений Вискова, не имеющих единого замысла, кроме общей направленности. Очевидно, что для концерта художественный руководитель Галина Кольцова и автор чутьем больших музыкантов отобрали лучшие, наиболее выразительные, яркие и задушевные сочинения. Тонкие краски, возвышенный строй, яркая и выразительная мелодика хоровых сочинений и сольных партий создали завораживающую звуковую ауру, бесконечно притягательную и совершенно лишенную однообразия. Если может быть духовная музыка увлекательной и понятной рядовому слушателю, пришедшему на подобный академический концерт впервые, то это, безусловно, музыка Антона Вискова. Конечно, огромно значение мастерства дирижера Кольцовой в деле донесения до публики смыслов и красок этих сочинений: Галина Васильевна точно знает возможности и наиболее выигрышные стороны как своего коллектива, так и музыки «родного» композитора и умеет преподнести и то, и другое в лучшем свете.
Антон Висков самостоятельно вел этот концерт – фактически авторский творческий вечер. Его конферанс сообщал собравшимся массу интересных фактов и подробностей, погружал в глубины смыслов исполняемых сочинений. После концерта виновник торжества дал маленький комментарий: «Голгофа» прозвучала в камерном варианте, но у него есть и большое ее решение для состава с оркестром, что в большей степени отвечает традиционным представлениям о жанре оратории.
«Благовест» и Висков продолжат празднование своего замечательного юбилея. Уже в апреле публику ждет следующий концерт, который состоится в Концертном зале на Пушечной. По признанию композитора, центральным его событием станет исполнение «Литургии ангелов» – редкого образчика барочного православного сочинения. «Я при его создании использовал старинный трактат эпохи барокко, в котором представлены основные паттерны для написания музыки этого стиля. Этим трактатом пользовался в свое время Николай Дилецкий, который в эпоху барокко воспитал в России огромное количество композиторов. И у меня появилась идея использовать эти формулы еще раз, но уже в современном прочтении, в современном восприятии барочной стилистики. Хор будет петь в сопровождении органа, что тоже для русской традиции нехарактерно, а оттого, мне кажется, должно быть особенно интересно», – отметил композитор.
комментарии(0)