0
4450
Газета Культура Интернет-версия

25.03.2021 18:52:00

Церковные песнопения в концертном зале

Ансамбль духовной музыки "Благовест" и композитор Антон Висков отметили 30-летие творческого союза

Тэги: духовняа музыка, благовест, концерт, антон висков


духовняа музыка, благовест, концерт, антон висков «Благовест» отличает качество голосов: практически каждый здесь – солист, способный порадовать красотой тембра и культурой звуковедения. Фото © пресс-служба ансамбля

Уникальный столичный коллектив был создан Галиной Кольцовой на излете советской эпохи, когда общество, утомленное слишком рьяным материалистическим просвещением, потянулось к давно забытым ценностям. Тысячелетие Крещения Руси в 1988-м и перестроечные общественные процессы оказались благоприятным фоном, на котором стали возникать музыкальные коллективы, ориентированные на исполнение духовной музыки. И прежде всего русской, которая была почти что в полном загоне – в то время как для западной музыки концертные залы не закрывались практически никогда. Но «Благовест» на этом пути был первым – и остается по сей день эксклюзивным послом высокой музыки, связанной со звучанием человеческого голоса и религиозной проповедью.

Примерно в те же годы, почти в самом начале становления ансамбля, состоялась встреча коллектива и его худрука с молодым московским композитором Антоном Висковым. Ученик Геннадия Гладкова, до того ориентированный, как и его патрон, на создание мюзиклов, как раз тогда почувствовал тягу к духовному творчеству. С тех пор они с «Благовестом» идут по жизни вместе – Висков стал со временем арт-директором коллектива, который исполняет множество его сочинений. Профессиональный юбилей наложился на личный: 55-летие композитора и три десятилетия сотворчества с «Благовестом» отмечаются в этом сезоне серией мероприятий. Главный же концерт состоялся в Рахманиновском зале Московской консерватории.

Зал бывшего Синодального училища, ныне носящий имя великого русского композитора, создавшего непревзойденные шедевры русской духовной музыки, – самое подходящее место для такого концерта. Хоровое звучание расцветает особо в этих стенах, чья акустика исключительна именно для хорового пения. «Благовест» отличает качество голосов: практически каждый здесь – солист, способный исполнить в сопровождении родного коллектива заковыристый опус, порадовать красотой тембра и культурой звуковедения, умеющий встроить свой уникальный инструмент в общую палитру слитного хорового звучания. Именно такие качества на концерте демонстрировали сопрано Ангелина Никитченко, Наталья Привалова и Анна Сайгина, меццо Екатерина Алабина, тенор Борис Комлев и известный бас Дмитрий Степанович, ныне – солист «Благовеста».

Монографический концерт был четко поделен пополам – несмотря на общий вектор духовной музыки, две его части разительно отличались друг от друга. В первой коллектив исполнил абсолютно новое сочинение Вискова – ораторию «Голгофа. Русские страсти», в которой сам композитор выступил за роялем в качестве аккомпаниатора. 12 частей хорового цикла составили дюжину картин на евангельские сюжеты, тесно связанные со страстной тематикой. Такого рода сочинения широко распространены в западной христианской музыке – в них удивительным образом переплетается мистериальная сущность и народный, вертепно-балаганный театр со своей простой, но выразительной драматургией. Для русской традиции такой подход нехарактерен – Висков здесь новатор, стремящийся привнести на русскую почву эту культуру. Демократичность музыкального языка сочинения может стать залогом его будущей популярности – оно очевидно доступно для понимания и восприятия слушателем любого уровня музыкальной подготовки и культуры посещения академических концертов.

Вторая «глава» праздничного вечера представила венок разрозненных духовных песнопений Вискова, не имеющих единого замысла, кроме общей направленности. Очевидно, что для концерта художественный руководитель Галина Кольцова и автор чутьем больших музыкантов отобрали лучшие, наиболее выразительные, яркие и задушевные сочинения. Тонкие краски, возвышенный строй, яркая и выразительная мелодика хоровых сочинений и сольных партий создали завораживающую звуковую ауру, бесконечно притягательную и совершенно лишенную однообразия. Если может быть духовная музыка увлекательной и понятной рядовому слушателю, пришедшему на подобный академический концерт впервые, то это, безусловно, музыка Антона Вискова. Конечно, огромно значение мастерства дирижера Кольцовой в деле донесения до публики смыслов и красок этих сочинений: Галина Васильевна точно знает возможности и наиболее выигрышные стороны как своего коллектива, так и музыки «родного» композитора и умеет преподнести и то, и другое в лучшем свете.

Антон Висков самостоятельно вел этот концерт – фактически авторский творческий вечер. Его конферанс сообщал собравшимся массу интересных фактов и подробностей, погружал в глубины смыслов исполняемых сочинений. После концерта виновник торжества дал маленький комментарий: «Голгофа» прозвучала в камерном варианте, но у него есть и большое ее решение для состава с оркестром, что в большей степени отвечает традиционным представлениям о жанре оратории.

«Благовест» и Висков продолжат празднование своего замечательного юбилея. Уже в апреле публику ждет следующий концерт, который состоится в Концертном зале на Пушечной. По признанию композитора, центральным его событием станет исполнение «Литургии ангелов» – редкого образчика барочного православного сочинения. «Я при его создании использовал старинный трактат эпохи барокко, в котором представлены основные паттерны для написания музыки этого стиля. Этим трактатом пользовался в свое время Николай Дилецкий, который в эпоху барокко воспитал в России огромное количество композиторов. И у меня появилась идея использовать эти формулы еще раз, но уже в современном прочтении, в современном восприятии барочной стилистики. Хор будет петь в сопровождении органа, что тоже для русской традиции нехарактерно, а оттого, мне кажется, должно быть особенно интересно», – отметил композитор. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
1706
 КОНЦЕРТ  "День Левитанского"

КОНЦЕРТ "День Левитанского"

0
2165
 КОНЦЕРТ  Аватар. Музыкальное шоу в Планетарии

КОНЦЕРТ Аватар. Музыкальное шоу в Планетарии

0
3716
Челябинский симфонический оркестр дебютировал в столице с новым главным дирижером

Челябинский симфонический оркестр дебютировал в столице с новым главным дирижером

Марина Гайкович

В начале сезона коллектив возглавил Алексей Рубин

0
9550

Другие новости