0
5579
Газета Культура Интернет-версия

04.04.2021 18:47:00

Александр Сладковский: "Судьба Рахманинова в Советском Союзе была бы более трагичной, чем у Шостаковича"

Новый релиз маэстро и Симфонического оркестра Республики Татарстан вышел к 150-летию композитора

Тэги: симфонический оркестр, татарстан, александр сладковский, интервью, сергей рахманинов, симфонии, концерт

Полная On-Line версия

симфонический оркестр, татарстан, александр сладковский, интервью, сергей рахманинов, симфонии, концерт Александр Сладковский и Ева Геворгян после исполнения первого фортепианного концерта Рахманинова. Фото © пресс-служба оркестра

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан и его художественный руководитель и главный дирижер Александр СЛАДКОВСКИЙ завершили турне-презентацию своего нового проекта. Релиз «Сергей Рахманинов. Симфоническая коллекция» вышел на лейбле Sony Classical. Гастроли оркестра прошли в Москве и Петербурге, а затем коллектив представил проект в родной Казани. В программу концерта вошли фантазия «Утес», Первый фортепианный концерт, где солировала юная пианистка Ева Геворгян, и Вторая симфония. Накануне московского выступления корреспондент «НГ» Марина ГАЙКОВИЧ задала несколько вопросов дирижеру.

Александр Витальевич, в отличие от предыдущего бокса, посвященного музыке Чайковского, вы не стали брать инструментальные концерты и сосредоточились на отдельных симфонических произведениях. По какому принципу вы их выбрали?

– Цели записать всю симфоническую музыку Рахманинова у меня не было. Мы остановились на самых крупных сочинениях: три симфонии, «Симфонические танцы», знаменитый «Вокализ» в переложении для оркестра и еще два сочинения – фантазию «Утес» и симфоническую поэму «Остров мертвых», и этот выбор, на мой взгляд, уже дает право дерзко назвать релиз «Симфонической коллекцией». К тому же я подобного бокса не помню, хотя я сравнительно немолодой человек. Не знаю, по какой причине дирижеры не брались за запись этой музыки – я имею в виду не отдельные сочинения в разное время, а именно как сет, хотя догадываюсь.

Почему же?

– Третья симфония очень сложная, ее вообще мало кто играет. А для нас она стала музыкой знаковой. Я за нее долго не брался, у нас прошло уже восемь-десять фестивалей «Белая сирень» (посвященных Рахманинову. – «НГ»), а я все не мог к ней подобраться. Но когда вошел во вкус, то просто не мог оторваться, это одно из самых моих сильных переживаний за последние годы. Мы только в Москве дважды сыграли ее. Возвращаясь к вопросу о выборе музыки, я бы сказал, что мне хотелось показать творческую эволюцию Рахманинова, как и что он делает с оркестром в течение своей жизни, во что он превращается как мастер оркестровки. Мы начинаем ранним сочинением для оркестра «Утес» и заканчиваем «Симфоническими танцами», созданными в конце жизни. Между ними – пропасть, их даже сравнивать сложно. Хотя уже в «Утесе» понятен масштаб композитора, его художественная, музыкантская перспектива – беспредельная. А в «Танцах» ведь совсем другой оркестр. Для меня Рахманинов – композитор, который связывает века, который связывает Чайковского и, если угодно, Прокофьева, Шостаковича и Стравинского. Он как незыблемый колосс стоит, неся в себе ясную и точную традицию XIX века, он – продолжатель Чайковского, но одновременно, я уверен, он очень сильно повлиял на то, как будет развиваться оркестр и симфоническая музыка в XX веке. Ведь даже его фортепианные сочинения, гениальные, написаны как симфонические вещи, в них такое буйство красок, неожиданных находок, такая фактура, что ты купаешься именно в оркестровых красках.

Не могу не задать вопрос о Первой симфонии. Вы ее записали, изучили. Почему она провалилась на премьере? Были ли для этого причины именно в партитуре?

– Я вам скажу: потому что дирижер был нетрезв, это известный факт и это скорее всего и есть причина.

То есть Глазунов, который дирижировал на премьере, все-таки виноват.

– Глазунов был в то время очень авторитетным и уважаемым человеком. Композитор, дирижер, ректор консерватории. Я видел архивные фото, как все, например, было обставлено в Малом зале консерватории, который носит сегодня имя Глазунова: там стояли пальмы, были накрыты столы, роскошная обстановка. К сожалению, он вынужден был уехать, и вообще очень грустно закончилась его жизнь… Но тогда это был мэтр, который, по всей видимости, снисходительно и – в данном конкретном случае совершенно напрасно – без должного внимания относился к сочинениям молодых композиторов. А Первая симфония оказалась крепким орешком. Отсюда и печальные последствия неудачного исполнения, стоившие Рахманинову серьезного творческого кризиса. В чем Рахманинов гениален, он не шел от простого к сложному, он сразу задал планку не только по сложности оркестровки, но и по форме, и по степени эмоционального воздействия музыки. Для того чтобы хорошо исполнить Первую симфонию, нужна сила недюжинная, нужны часы репетиций.

Первую и Вторую симфонии разделяют более десяти лет. Вы чувствуете между ними пропасть или связь?

– Они связаны. Совершенно сказочная музыка Первой, с элементами восточных сказок, перетекает в невероятный простор Второй, это совершенно русская симфония. Вторая – для оркестра довольно простая в отличие от Первой, которая требует оркестрового мастерства, она технологически сложнее, один хорал тромбонов и медь в финале чего стоят. Рахманинов еще в конце XIX века предсказывает катастрофу. В этой музыке все сказано: крах Российской империи, революция, война... И если оркестр играет замечательно, но в конце у него просто не остается сил досказать, то эффекта не будет. С точки зрения оркестровой физики это, правда, очень тяжело. Вторая намного проще по языку. Это в каком-то смысле классическая симфония, поэтому я и говорю, что для меня Рахманинов – композитор XIX века, классик. Только в конце жизни он уходит в какие-то дали и открывает совсем другие миры.

Наконец, Третья симфония. Вы сказали, что долго к ней шли – но подверглись ее эмоциональному воздействию…

– Да. Третью симфонию не может сыграть средней руки оркестр. А поскольку у нас ритм сейчас такой, что ты в гости приезжаешь, у тебя две репетиции и концерт, то сыграть Третью физически невозможно. И когда ты ее предлагаешь продюсерам и директорам залов, которым продавать билеты, они думают: «ну в общем да, но…» Нам повезло, что Алексей Алексеевич Шалашов допустил такой вариант, чтобы мы сыграли Третью симфонию в своем абонементе. Когда у тебя свой оркестр и ты чувствуешь каждое шевеление, и у тебя есть время не просто за две репетиции собрать, а серьезно штудировать, вот тогда можно обращаться к Третьей.

У меня планирование идет по дням, серьезно говорю: есть план, где расписано, что оркестр делает каждый день. Так вот, у нас в сезоне есть бреши, когда мы можем посмотреть наперед репертуар, который мы будет играть через месяц-два-три, а то и полгода. Потрогали – оставили – вернулись. К тому же была пандемия, когда можно было наедине с собой посидеть, подумать, послушать – есть любопытные записи, хотя их и немного. Конечно, Светланов для меня абсолютный авторитет, масштаб Госоркестра того времени, то, как они играли Рахманинова, – это что-то невероятное. И вот я постепенно стал открывать в Третьей симфонии бездну – безбрежные разливы, взлеты, провалы, контрасты – все это одновременно и живо, и страшно. Но страх тоже иногда привлекает иногда, не только очарование. Там и Первая и Вторая мировые, там тридцать седьмой год у него просто в каждом такте. Рахманинов уехал из России очень вовремя, он спасся, потому что его бы не оставили в живых. Он был очень ярким человеком, и в то время он никак не вписывался, его бы переломали. Его судьба была бы более трагичной, чем у Шостаковича, это точно.

Но какова творческая цена была – он долгие годы не мог сочинять.

– Однако перед ним преклонялись как перед исполнителем. Мне кажется, все, что он хотел и мог сказать, он все равно сказал. Судьба так или иначе подарила ему возможность заниматься музыкой – и занимаясь ею, он сохранил свое творчество и свою жизнь.

Обложка бокс-сета вышла нетривиальная, вы стоите на фоне пошарпанной стены из стеклянных кубов, что-то из советского времени. Это концепция или случайность?

– Это на заводе снимали. Мы с фотографом прикололись и все. Было очень много вариантов: на лужайке, в роще, у колоннады, на диване, рядом с роялем, за столом, напыщенное что-то. А там мы поймали настроение, что-то в этом есть человеческое, мне показалось.

За десять с лишним лет руководства оркестром вы достигли всего: отличный коллектив, несколько фестивалей, отличная коллекция записей. Кажется, что все процессы поставлены на поток. Все это не превращается в рутину? Где вы черпаете вдохновение?

– Я так скажу: я собираю коллекцию моих любимых симфоний с моим любимым оркестром. Что может быть прекраснее? Пусть это будет моей фишкой. Мне интересно познавать эту музыку и исполнять ее, имея такой потрясающий коллектив. А знаете, как это продвигает оркестр? Каждый проект – как ракетное топливо. Сыграть все симфонии Бетховена!

Это ваш следующий шаг?

– Да. Кто из современных отечественных оркестров делал такое? Плетнев, и я его записи слушал и анализировал. Бетховен ведь – основа симфонизма, с него начинается симфоническая музыка – Малер, Рихард Штраус, нововенцы, Шостакович. Мы играли Бетховена несколько лет назад и сейчас играем весь цикл снова. А летом мы их пишем. И три балета Стравинского – «Жат-птицу», «Петрушку» и «Весну священную»

 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
1697
 КОНЦЕРТ  "День Левитанского"

КОНЦЕРТ "День Левитанского"

0
2165
 КОНЦЕРТ  Аватар. Музыкальное шоу в Планетарии

КОНЦЕРТ Аватар. Музыкальное шоу в Планетарии

0
3716
Челябинский симфонический оркестр дебютировал в столице с новым главным дирижером

Челябинский симфонический оркестр дебютировал в столице с новым главным дирижером

Марина Гайкович

В начале сезона коллектив возглавил Алексей Рубин

0
9549

Другие новости