0
6945
Газета Культура Интернет-версия

25.04.2021 18:55:00

"Заговор чувств", или Чудачество и чудотворство

Премьера в МХТ имени Чехова по пьесе и роману Юрия Олеши

Тэги: театр, мхт, премьера, юрий олеша, сергей женовач, заговор чувств, театральная критика


театр, мхт, премьера, юрий олеша, сергей женовач, заговор чувств, театральная критика Художник Александр Боровский придумал декорацию в стиле конструктивизма. Фото Александра Иванишина с сайта МХТ имени А.П. Чехова

Людям скучно, им хочется хлеба и зрелищ – таковы герои Юрия Олеши, такими их оставил и Сергей Женовач в своей новой постановке «Заговор чувств». Литературной основой спектакля послужила одноименная пьеса, куда режиссер включил фрагменты из романа «Зависть» – без них действующие лица не получились бы психологически оправданными.

В этом неуютном мире живут за разноцветной фанерной стеной: коммуналку в стиле конструктивизма установил на сцене художник Александр Боровский. Вот поднимается одна из панелей, и на свет божий вылезает Николай Кавалеров (Александр Краснёнков), сокрушаясь о том, что в свои годы он так и не прославился. Настроение посему скверное: то ли пойти повеситься у подъезда своего благодетеля, то ли свалиться в объятия развратной вдовы Анечки (Юлия Чебакова). Неудачник не успевает договорить – панель опускается так же стремительно, как нож гильотины. Кавалеров, подобно многим обитателям его страны, ни за что не отказался бы от волшебства. И здесь проходит неожиданная параллель между «Заговором чувств» и «Старухой»: в обеих постановках Женовача есть образ чудотворца, который не творит чудес. Только в фантазии на тему Хармса он возникает в порядке общего бреда главного героя, а на этот раз мимолетное виденье воплощается в человека с желтой подушкой. Первый жилец, второй, третий, почтенный старик, сильно пьяный гость, менее пьяный гость – всем интересно узнать, кто же этот загадочный незнакомец. Но вопрос должен стоять иначе: кто эти люди?

Иван Бабичев (Артем Волобуев) обещает им совершить публичное чудо, если они выскажут свои самые заветные желания. И друг за другом все как один будут выворачивать себя наизнанку во имя шоу. Каждым владеет яркое чувство: любовь, ненависть, тщеславие, ревность, – и эти чувства вступают в заговор против директора треста пищевой промышленности Андрея Бабичева (Михаил Пореченков) – представителя нового мира, где любые проявления человеческой души почитают за пошлость и пережиток прошлого века. Кстати сказать, пошлым выглядит не только делец, который находит высшую поэзию в колбасе, но и самодовольный Иван. Возможно, Андрей даже более симпатичен, хотя бы потому, что в своей прозаичности он абсолютно естествен. Да, поет в клозете по утрам и уморительно делает зарядку, если не сказать – делает один вид. Однако приземленный практицизм почему-то выигрывает на фоне эстетства. К лагерю жрецов презренной пользы примыкают Соломон Шапиро (Авангард Леонтьев) и хрупкая Валя (Софья Райзман). Благодаря им торжественная презентация нового сорта колбасы смахивает на выписку из роддома: Валя – с букетом роз, Шапиро – с батоном из романтики и телятины, который больше напоминает сверток с младенцем, и Андрей Бабичев: счастливый отец приветствует всех с трибуны, вскидывая руку с распрямленной ладонью. Абсурдной серьезности действию добавляет духовой ансамбль, но сильные мира сего за громкой музыкой и манией собственного величия не замечают, что под их носом готовят бунт.

За фанерной стеной скрываются лестницы, ведущие уж если не в небо, то в «светлое» будущее, где любые эмоции можно будет вызвать искусственно. Только верится в это с трудом, когда смотришь на толпу, одержимую жаждой иррационального. Спектакль Женовача – это одна большая метафора: Кавалеров оказывается заложником не просто братьев Бабичевых, но собственных чувств и, что не менее важно, интеллекта. Импровизированное собрание, где персонажи признаются в своих мечтах, происходит у него в голове, а сама коммунальная квартира – это модель его внутреннего мира, где уживаются и добро, и зло. На вершине пирамиды красуется не здравый смысл, а ее величество зависть, ибо именно она расшатывает здание и заставляет Кавалерова взять в руки нож. Исторический эксперимент по сотворению героя нового времени проваливается, так как затеяли его чудаки, способные верить в вечное сияние чистого разума. Кавалеров – всего лишь маленький лишний человек, и ничто человеческое ему не чуждо. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


У нас

У нас

0
644
Создавать праздник

Создавать праздник

Марианна Власова

«Грустную книгу» Софьи Пилявской представили в Доме-музее К.С. Станиславского

0
595
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
1983
Наше всё Юра Борисов

Наше всё Юра Борисов

Елизавета Авдошина

14 февраля в прокат выйдет фильм "Пророк. История Александра Пушкина"

0
2517

Другие новости