0
3741
Газета Культура Интернет-версия

16.05.2021 18:40:00

На фестивале Башмета вспоминали защитников родины

В Ярославле прошли премьеры сочинений, посвященных Александру Невскому и жертвам Великой Отечественной войны

Тэги: ярославль, музыкальный фестиваль, программа, юрий башмет


ярославль, музыкальный фестиваль, программа, юрий башмет Сергей Гармаш и Кузьма Бодров (за роялем) во время исполнения «Реквиема». Фото со страницы Ярославской филармонии в «ВКонтакте»

Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета, прошедший в Ярославле и в городах Ярославской области в период длинных майских праздников, по традиции объединил концерты классической и барочной музыки, театральные спектакли и сольные выступления неакадемических исполнителей, предоставив публике программы на любой вкус. К счастью, не остановила уверенное течение фестиваля даже вынужденная отмена одного концерта (не смог приехать турецкий ансамбль). В заключительные дни состоялись премьеры постоянных «хедлайнеров» фестивалей маэстро Башмета – композиторов Александра Чайковского и Кузьмы Бодрова. Первый по заказу маэстро написал оперу-кантату «Хроники Александра Невского», второй – вторую редакцию «Реквиема» на стихи Роберта Рождественского. Оба вокально-симфонических сочинения оказались созвучны друг другу прежде всего тематически, воспевали защитников нашей родины – великого князя Александра Ярославича и героев Великой Отечественной войны.

У Александра Чайковского это уже третье обращение к истории Руси, два предыдущих масштабных опуса этой складывающейся трилогии – «Слово о полку Игореве» и «Сказ о Борисе и Глебе» также были представлены на фестивалях Башмета. Чайковский, который, кажется, потихонечку превращается в Бородина или Римского-Корсакова, как никто другой из его коллег может по праву называться мастером в изображении красочных исторических картин, словно оживающих перед глазами – настолько точно он использует выразительные средства музыкального языка. Новый объект внимания композитора – личность не просто легендарная, но и особо популярная: к примеру, не так давно Александр Невский стал победителем голосования в проекте «Имя России», став национальным символом страны.

Конечно, задача у Чайковского стояла трудная – избежать примитивного, однолинейного портрета Александра Невского и, пожалуй, самое главное – уйти от сравнения с великой кантатой Прокофьева и с ее не менее великой экранизацией Эйзенштейна. Это получилось – никаких цитат и отсылок, и даже сцену ледового побоища он превратил в речитацию хора, напоминающую рэп. Хоровые коллективы – Камерный хор Московской консерватории, филармоническая капелла «Ярославия» и хор Центрального пограничного ансамбля ФСБ России (дирижер Александр Соловьев) – играли едва ли не ведущую роль в сочинении, отчего чаша весов от оперы склонилась к кантате или даже оратории: исполнители вокализировали, скандировали текст по слогам, комментировали диалоги и монологи героев – Александра Невского (баритон Игорь Головатенко), его жены (меццо-сопрано Мария Лобанова), его отца (бас Николай Диденко). Спорным показалось присутствие чтецов, чьи длинные речи усиливали и без того сильный нарратив опуса: и если актер Игорь Золотовицкий старался рассказывать о том, кто такой Александр Невский, максимально естественно, то Владимир Кошевой в роли князя зачем-то превратил его в брутального парня с уверенностью бравого офицера. Ну и само либретто Дмитрия Макарова, к сожалению, не отличалось оригинальностью. Факты о том, как Александр выиграл битву на Неве, а потом на Чудском озере, мы и так помним со школы, а хотелось бы увидеть такого нового, неизвестного нам Александра Невского с разных ракурсов (и пусть художественная трактовка перевесила бы историческую хронику).

«Реквием» Кузьмы Бодрова прозвучал 9 Мая – и это, несомненно, придавало ему особый градус эмоций. В новой редакции сочинения, мировая премьера которого прошла этой зимой в Москве, появился хор: светлый и печальный вокализ капеллы «Ярославия», сопровождавший оркестр, – это голоса павших в бою, мертвых, «стучащих в наши сердца». Суровые строки поэмы Роберта Рождественского читал Сергей Гармаш – вернее, пропускал через себя боль, запечатленную поэтом в каждом слове. Во многом благодаря чтецу это сочинение получилось столь мощным и чувственным, пробирающим до мурашек. Музыка Бодрова, в которой тонко сплелись широкие красивые мелодии, отсылки к стилистике барокко и минимализму, фольклорные интонации, цитата из песни Френкеля «Журавли» и собственные цитаты из музыки к фильму «Собибор» Константина Хабенского, была одновременно и о горе, и о радости победы – воспринималась буквально со слезами на глазах у слушателей Ярославской филармонии. Композитор (кстати, исполнивший партию фортепиано) показал, как можно сегодня небанально, непафосно и с глубоким уважением не только говорить о великом празднике, но и сохранять его истинное значение. 

Ярославль–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой

Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой

Геннадий Петров

Президент США, не добившись желаемых результатов, объявил об окончании боевых действий

0
1075
На Дягилевском фестивале представили разные виды антиглобализма

На Дягилевском фестивале представили разные виды антиглобализма

Елена Черемных

Концертная программа объединила Баха, джаз, медитативность, авангард и поэзию Цветаевой

0
541
О "двенадцатидневной войне" и точках невозврата

О "двенадцатидневной войне" и точках невозврата

Любой конфликт можно завершить – и так же легко моментально довести до острой фазы

0
744
Россия и Иран в режиме нейтралитета с пониманием

Россия и Иран в режиме нейтралитета с пониманием

Геннадий Петров

Тегеран наносит удары по Израилю, но воздерживается от ответа Америке

0
1859

Другие новости