0
4575
Газета Культура Интернет-версия

25.11.2021 19:28:00

Мел(одия) для Софии Губайдулиной

В Московской филармонии прошел концерт в честь 90-летия знаменитого композитора

Тэги: московская филармония, концерт, софия губайдулина


московская филармония, концерт, софия губайдулина Концерт показал, что творчество Губайдулиной таит в себе множество загадок. Скриншот трансляции с сайта Московской филармонии

Концерт, инициированный дирижером Владимиром Юровским, стал большой кодой в основной серии концертов на родине Софии Губайдулиной в Казани: фестиваль Te Salutant, Sofia! объединил молодых музыкантов и композиторов, исполнителей новой музыки, а сама героиня торжеств записала видеообращение со словами благодарности.

Это был приятный и одновременно удивительный момент: уже много лет Губайдулина ведет закрытый образ жизни, редко дает интервью и еще реже появляется на публике, предпочитая транслировать мысли через свою музыку. Словно открещиваясь от навязанного ей образа примадонны современной академической музыки, статуса живой легенды и «последней из могикан» (Шнитке и Денисов, ее «собратья» по «московской тройке», покинули наш мир больше 20 лет назад), Губайдулина неустанно продолжает писать крупные оркестровые сочинения по заказу всемирно известных коллективов.

Сегодня 90-летняя София Губайдулина – композитор-резидент оркестра Гевандхауза: об этой почетной должности, предполагающей работу с коллективом и создание для него новых сочинений, наверняка мечтает не один младший коллега Софии Асгатовны, стремящийся создать новый музыкальный язык, напичкать партитуру оригинальными исполнительскими приемами и новейшими средствами технологии под эгидой сложной концепции. Губайдулина же не боится оказаться старомодной или устаревшей в глазах нового поколения: «Мне все равно, современна моя музыка или нет. Мне важно, истинна ли она».

Концерт в филармонии наглядно показал, что творчество Губайдулиной не просто повествует о некой непреложной истине, философских категориях, вопросах земного и вечного – оно таит в себе столько загадок и неожиданных открытий, что остается только восхищаться могучему композиторскому таланту этой хрупкой женщины, четко следующей по своему пути.

Владимир Юровский с присущим ему концептуальным подходом и стремлением удивить выбрал сочинения Губайдулиной разных лет – от 1968 до 2019 года. И в каждом из них композитор осталась собой, не позволяя себе кардинально меняться и экспериментировать со стилем.

Это особенно ощущалось в откровенно джазовом Концерте для двух оркестров (Госоркестра и Большого джазового оркестра Петра Востокова), впервые исполненном в тот вечер: да, звучит почти что самба, присутствуют такие суперавангардные для времени создания этого сочинения (1976 год) инструменты, как электрогитара и синтезатор, три бэк-вокалистки (Анна Бутурлина, Надежда Гулицкая, Елена Веремеенко) полупоют-полустонут, стихотворение Афанасия Фета по просьбе Юровского читает в записи актриса Чулпан Хаматова, но во всем этом нет никакой попытки смешать высокое и низкое, как, скажем, у Шнитке, – Губайдулина здесь сама серьезность.

В другом любопытном опусе, «Поэме-сказке», первоначально созданном для детского радиоспектакля, композитор превратила историю о школьном мелке, который мечтает рисовать воздушные замки, но в конце концов ломается, в настоящую драматическую МелОдию – оду Мелу, как остроумно заметил ведущий вечера Ярослав Тимофеев. Здесь помимо ясной красивой мелодии обращали на себя внимание типичные губайдулинские трепетные, трепещущие звуки-соноры, растворявшиеся в финале словно в никуда – как в пьесе «Мираж» для восьми виолончелей, написанной годами позже.

Две кантаты Губайдулиной – «Рубайят» и «Ночь в Мемфисе» – демонстрировали ее особую любовь к Востоку, увлечение специфическими музыкальными инструментами, в частности ударными. В первой, вобравшей в себя философскую лирику древневосточной поэзии, их колоритное звучание стало аккуратным аккомпанементом экспрессивному музыкальному монологу солиста, который и пел, и декламировал текст, и шептал, и смеялся, словно выражая человеческое бессознательное.

Баритон Борис Пинхасович довольно органично существовал в этой партии и в партнерстве с Юровским, что не случайно: не так давно они сотрудничали в постановке оперы «Нос» Шостаковича в Баварской опере. Главной фишкой кантаты «Ночь в Мемфисе», в которой солистка Елена Манистина перевоплотилась в самую настоящую Клеопатру, стала запись зловещего хора мужских голосов, звучащих как голоса предков из темного царства в сопровождении ударных и «ударных» движений пианистки по струнам рояля.

И, наконец, последнее сочинение юбилейного вечера – Der Zorn Gottes («Гнев Божий») – масштабная оркестровая партитура с четырьмя вагнеровскими тубами, написанная в 2019-м словно в предчувствии мировой катастрофы под названием пандемия коронавируса. Короткие мотивы, имитирующие призывы иерихонских труб, мощные экзальтированные кульминации и спады, вскрики флейты-пикколо и безжалостный ритм барабана рождали на слух не только картины Страшного суда (тема религии невероятно важна для Губайдулиной), но и напомнили нам, собственно, в какой реальности мы сегодня находимся. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 КОНЦЕРТ  Фестиваль современной хореографии Futurum

КОНЦЕРТ Фестиваль современной хореографии Futurum

0
2324
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
6220
 КОНЦЕРТ  "День Левитанского"

КОНЦЕРТ "День Левитанского"

0
3681
 КОНЦЕРТ  Аватар. Музыкальное шоу в Планетарии

КОНЦЕРТ Аватар. Музыкальное шоу в Планетарии

0
5174

Другие новости