0
4179
Газета Культура Интернет-версия

20.12.2021 16:24:00

Суд рассмотрит иски уволенных из Театральной Школы К. Райкина педагогов

Будущее мастерской, давшей российскому театру и кино многих прекрасных актеров - под угрозой

Тэги: ВШСИ, суд, конфликт, увольнение, полина райкина, ренат мамин, анатолий полянкин


ВШСИ, суд, конфликт, увольнение, полина райкина, ренат мамин, анатолий полянкин Здание ВШСИ - Театральной школы Константина Райкина. Фото с сайта youstudynew.com

В декабре и январе состоятся два судебных разбирательства по делу об увольнении ректором «Высшей школы сценических искусств» (ВШСИ) Анатолием Полянкиным ведущих педагогов школы – Полины Райкиной и Рената Мамина. Об этом “НГ” сообщили сам Ренат Мамин и его адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро ЕМПП Валентин Петров. Преподаватели и студенты ВШСИ оценивают увольнение ключевых сотрудников как результат планомерных действий ректора, направленных на разрушение уникальной педагогической мастерской Константина Райкина, которая дала российскому театру и кино многих прекрасных актеров.

Уволенные педагоги незаменимы

Изначально ВШСИ носила название Театральной школы Константина Райкина. Однако, как утверждают юристы, летом 2020 года ректор школы Анатолий Полянкин единолично преобразовал ее в автономную некоммерческую организацию ВШСИ, исключив при этом из состава учредителей некоммерческую организацию «Фонд поддержки и развития культуры» имени А. И. Райкина, учредителями которой являлись сам Константин Райкин и Анатолий Полянкин. Как сообщали СМИ, “единственным учредителем теперь является ООО, которое принадлежит тому же Полянкину”.

В августе 2021 года из ВШСИ были уволены два ключевых сотрудника школы — педагог по сценическому танцу Ренат Мамин и ведущий педагог по актёрскому мастерству Полина Райкина. Сотрудники Школы, возмущенные этим фактом, попытались оспорить это решение, но Полянкин отказался его пересмотреть, после чего Мамин и Райкина подали исковые заявления в Останкинский районный суд Москвы о восстановлении их на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

«Мы считаем, что было незаконное увольнение, а точнее - непродление договора, поскольку это произошло, когда мы были в отпуске, вне Москвы, и не могли должным образом отреагировать, - говорит Ренат Мамин. – Наши договоры о трудоустройстве должны быть бессрочными. О причинах увольнения долго гадать не приходиться: мы были против того, чтобы Полянкин занимал этот пост, поскольку считаем его действия по реорганизации школы как минимум сомнительными, неправомерными и направленными на завладение имуществом ВШСИ».

Увольнение педагогов не могло не сказаться на учебном процессе. «Уже целый семестр студенты не получают навыков по предмету «сценический танец», который кроме меня в школе никто не преподает, и это представляет собой нарушение одобренной Министерством образования программы обучения и договорных отношений со студентами, - утверждает Ренат Мамин. – Кроме того, среди студентов обстановка нервозная: они видят, что Полянкин равнодушен к школе».   

По мнению адвоката Валентина Петрова, Полянкин ведет себя некорректно по отношению к сотрудникам и своей деятельностью наносит вред самой Школе, ректором которой он все еще является. “Понятно, что он давит таким образом на окружение и мастерскую Константина Аркадьевича, которая создавалась многие годы из творческих единомышленников», - говорит юрист. Как утверждает Петров, объективных причин для увольнения педагогов не было. «С большой долей вероятности они будут восстановлены на работе. В очередной раз станет понятно, что это незаконное увольнение и что это использовалось для давления на Райкина», — заключил адвокат.

К этому располагает и незаменимость именно этих педагогов для ВШСИ. «В театральных школах и вузах так не бывает, чтобы студентов передавали из рук в руки, - говорит преподаватель актерского мастерства ВШСИ Роман Матюнин. – Сценическое обучение – это непрерывный процесс, это командная работа студентов и педагогов. Преподаватель на протяжении нескольких лет ведет студента, корректирует его, зная сильные и слабые стороны. А сейчас этот процесс прервался, студенты утрачивают навыки, потому что Полину Райкину и Рената Мамина заменить некем».

Мнение студентов созвучно тому, что думают педагоги о сложившейся ситуации – ВШСИ много теряет от того, что Райкина и Мамин не ведут занятия. «Они (Мамин и Райкина. – “НГ”) всегда были связующим звеном между студентами, преподавателями и руководством школы, - говорит выпускник ВШСИ Ярослав Зенин. - Сейчас дети ходят растерянные, им не к кому подойти с творческими вопросами. У Полины Константиновны вообще особая методика преподавания, индивидуальный подход: она занимается не просто обучением, а скорее воспитанием студентов, они к ней как к матери подходят и со своими личными проблемами. Ренат Рустамович тоже уникальный преподаватель. Он профессиональный артист балета, и мало кто способен добиться таких результатов в обучении сценическому танцу драматических артистов».

Ключевую проблему в построении учебного процесса в ВШСИ сегодня Роман Матюнин видит в том, что нет никакого диалога между Полянкиным, педагогами и студентами. «Театральные учебные заведения требуют беспрерывного решения каких-то творческих и хозяйственных вопросов. В результате страдает учебный процесс, потому что: то нет инвентаря, то нет техперсонала для постановки спектаклей, то студентам элементарно негде поесть, а они весь день проводят в школе, и еще много чего... И решать эти вопросы сейчас не с кем», - отметил Матюнин. Как ранее сообщали СМИ, студенты в сентябре даже написали обращение на имя Анатолия Полянкина с требованием вернуть на работу Мамина и Райкину.

Не только увольнения

Между тем дело об увольнениях в ВШСИ — не единственное разбирательство с участием Полянкина. 4 октября состоялось заседание Мосгорсуда по рассмотрению иска о ликвидации «Фонда поддержки и развития культуры» имени А. И. Райкина, истцом по которому выступает его соучредитель Полянкин. Фонд был зарегистрирован в 2002 году, его целью являлась материальная помощь деятельности ВШСИ и театру «Сатирикон».

В собственности фонда находились здание Школы, открытый театр и гостиница. Однако, как сообщает “Газета.ру”, в 2015 году помещения гостиницы по предложению Полянкина были переведены во владение специально созданного ООО «Райкин Плаза» якобы для упрощения операционной деятельности. Тогда 51% в ООО принадлежали самому Полянкину, а 49% — фонду, но позднее Полянкин, как говорит Валентин Петров, введя в заблуждение Райкина, получил контроль над оставшимися 49% и стал единоличным собственником организации.

«Требования Полянкина о ликвидации фонда с большой долей вероятности направлены на то, чтобы здание Школы было передано в результате ликвидации из собственности фонда в собственность ВШСИ», - говорит Валентин Петров. «Дело в том, что в августе 2020 года Анатолий Полянкин вывел фонд из учредителей ВСШИ, оставив в ней единственным учредителем ООО «Райкин Плаза», на 100% принадлежащую Анатолию Полянкину», - поясняет он. Именно поэтому бывший заместитель директора Российского института истории искусств Виктор Голомбевский видит риски в попытках Анатолия Полянкина ликвидировать фонд. «Фонд создавался как инструмент для независимого от госбюджета финансирования театра «Сатирикон», а в дальнейшем, возможно, и ВШСИ, - поясняет Голомбевский.

Правосудие в этом споре встало на сторону Константина Райкина: Мосгорсуд отказал Анатолию Полянкину в ликвидации Фонда, оставив в силе решение суда первой инстанции. В мае 2021 года Полянкин уже подавал в Останкинский суд Москвы заявление с требованием ликвидации Фонда, но оно не было удовлетворено.

Эта ситуация, связанная с действиями Анатолия Полянкина, как отмечают знакомые с ситуацией вокруг ВШСИ и «Сатирикона» эксперты, негативно влияет на образовательный процесс в школе и может разрушить создававшуюся десятилетиями мастерскую Райкина, где педагоги развивают таланты своих студентов и таким образом вливают в российский театр и кинематограф свежую кровь. Эти молодые артисты не только неоднократно заявляли о себе победами на международных студенческих конкурсах, но и после выпуска занимают достойное место в коллективах ведущих театров страны, снимаются в кино. «Все эти разбирательства очень прискорбны. Школа Райкина за эти годы доказала свою состоятельность. И её созидательный творческий характер в наше время особенно ценен», - подчеркнул Виктор Голомбевский. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Разрушительная сила споров о Золотой Орде

Разрушительная сила споров о Золотой Орде

Межнациональные трения занимают место политических дискуссий

0
2058
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
2278
Единый фронт против Трампа Европе создать не удается

Единый фронт против Трампа Европе создать не удается

Геннадий Петров

Часть государств ЕС готова согласиться с претензиями Белого дома

0
2253
Армию Узбекистана готовят к войне дронов

Армию Узбекистана готовят к войне дронов

Виктория Панфилова

Мирзиёев поручил создать киберподразделения и наладить выпуск современных вооружений

0
2611

Другие новости