0
4145
Газета Культура Интернет-версия

23.01.2022 18:06:00

Валерий Гергиев погрузил слушателей в "тему наслаждения"

Маэстро и его подопечные выступили в рамках фестиваля, посвященного Александру Скрябину

Тэги: дата, александр скрябин, концерт, валерий гергиев, симфонический оркестр


дата, александр скрябин, концерт, валерий гергиев, симфонический оркестр Скриншот видео Youtube

В этом году широко отмечается 150-летие со дня рождения композитора Александра Скрябина. Хотя характеристика «композитор» наверняка бы обидела этого «маленького усатого франта» (по меткому выражению музыкального критика Леонида Сабанеева): сам он совершенно искренне себя считал величайшим гением. В начале прошлого века безумные замыслы Скрябина – такие как воспроизведение мирового духа или строительство храма в Индии, где соединятся все виды искусств, – вызывали откровенную усмешку коллег и страх в глазах обывателей; сегодня же «партию света», дерзко задуманную им в симфонической поэме «Прометей», легко осуществить на любом концерте. А скрябинский звуковой символизм и эксперименты с гармонией – то, что позволяет узнать его музыку с первого же мотива, – воспринимаются по-прежнему свежо, современно, авангардно, впрочем, как и другие отличительные особенности его сочинений.

Конечно, нельзя сказать, что в России музыку Скрябина исполняют крайне мало. Совсем наоборот. Однако пианист Борис Березовский уверен, что еще не все грандиозные опусы Скрябина обрели своего слушателя и есть еще пробелы, которые необходимо устранить. Его масштабный фестиваль, задуманный как ретроспектива камерного и симфонического творчества юбиляра (частично в диалоге со своими современниками), охватывает едва ли не все московские концертные залы и площадки, в том числе Музей Скрябина. Программа начиналась с выступления специально созданного фестивального оркестра без дирижера. 23 концерта, 3 оркестра, 4 вокальных коллектива и более 45 музыкантов – цифры, конечно, впечатляют. Скрябину бы точно понравилось, что его музыка звучит по всей Москве в исполнении выдающихся солистов и оркестровых коллективов.

В марафоне Бориса Березовского принимают участие его друзья-коллеги: пианисты Люка Дебарг, Марк-Андре Амлен, скрипач Никита Борисоглебский, виолончелист Александр Рудин, актриса Чулпан Хаматова и другие. Свое приношение знаменательному событию сделал также Валерий Гергиев и его подопечные – Симфонический оркестр Мариинского театра, – выступившие на дневном концерте в зале «Зарядье». С получасовой задержкой, которую компенсировал своей неравной борьбой со скрябинской поэмой «К пламени» молодой пианист Евгений Ключников, маэстро уместил три симфонических опуса юбиляра в рекордный один час. «Мечты» – первая наиболее законченная оркестровая прелюдия Скрябина в интерпретации Гергиева получила отчетливый петербургский «флер», напоминая симфонические прологи кого угодно из композиторов «Могучей кучки», но только не самого Скрябина, изначально далекого от их эстетики. Диалоги-переклички инструментальных групп, легкая звукоизобразительность, подчеркивание тембральных и гармонических красок – все, чем прекрасно владеет оркестр Мариинки, – придали этой небольшой пьесе подлинно русский, «славянофильский» колорит, и это было довольно оригинально. В «Поэме экстаза» исполнители, напротив, продемонстрировали «классического», «эталонного» Скрябина, раскрыв его непохожий ни на кого музыкальный мир. Маэстро Гергиев погрузил слушателей в «тему наслаждения», «тему томления» и другие пафосные формулы-мотивы «Поэмы», уверенно собрав их в единое движущееся целое, изображающее «дух, жаждой жизни окрыленный». Искряще-звенящий эпилог сочинения оркестр представил и вовсе как гимн всему искусству, сквозь который прорывался победный клич «темы самоутверждения» (соло трубы – Тимур Мартынов).

В Концерте для фортепиано с оркестром солировал сам худрук фестиваля – пианист Борис Березовский. Его вкрадчивое, почти интимное звучание рояля, к которому охотно присоединился оркестр, сперва сбило с толку: и это в таком откровенно романтическом, «шопеновском» концерте? Но уже на середине первой, самой знаменитой части стало ясно, что Гергиев и Березовский не хотят здесь музыки на разрыв души, слезливости и драмы. Трехчастный цикл прозвучал по-классицистски стройно и сдержанно, с умеренной патетикой, с большой долей меланхолии и скрябинского философствования (опять же, без растекания мысли по древу). Исполнив концерт 25-летнего Скрябина как опус уже маститого автора, шаг за шагом сбрасывающего с себя романтическое одеяние, оркестр и солист наглядно показали, как много спрятано, оказывается, в таких известных сочинениях Александра Николаевича – и сколько еще сокровищ слушателям предстоит обнаружить. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 КОНЦЕРТ  Кантонская опера "За кулисами"

КОНЦЕРТ Кантонская опера "За кулисами"

0
2408
 КОНЦЕРТ  Фестиваль современной хореографии Futurum

КОНЦЕРТ Фестиваль современной хореографии Futurum

0
3541
Не все нейросети одинаково помогают карьере

Не все нейросети одинаково помогают карьере

Анастасия Башкатова

В некоторых отраслях без искусственного интеллекта вверх по должностной лестнице уже не поднимешься

0
2660
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
6328

Другие новости