0
4836
Газета Культура Интернет-версия

07.04.2022 17:52:00

Взгляд на искусство с исторической дистанции

В России состоялся Девятый Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина

Тэги: транссибирский арт фестиваль, вадим репин, культура, сибирские города


транссибирский арт фестиваль, вадим репин, культура, сибирские города Для Большого симфонического вечера в Красноярске оркестранты и дирижер выбрали «Весну священную» Стравинского. Фото Александра Иванова/Транссибирский арт-фестиваль

Новосибирск, Красноярск, Самара, Москва – в этих городах с 17 марта по 11 апреля проходит основная программа Девятого Транссибирского арт-фестиваля. Пару лет назад статистика сообщала, что Россия принимает участников из 38 стран; в условиях новой реальности масштаб сократился, но качество фестиваля осталось неизменным.

Программа Девятого Транссибирского арт-фестиваля в нынешнем году корректировалась с учетом действующих ограничений: из мировых знаменитостей смог приехать только профессор Парижской консерватории Итамар Голан. Вместе с Вадимом Репиным и Нареком Ахназаряном пианист исполнил камерную музыку Грига, Франка, Дебюсси, Рахманинова, Прокофьева и Шостаковича. Кроме того, русскую программу с его участием можно будет услышать 18 апреля в Москве.

Доминантой фестиваля стал уже популярный и востребованный совместный проект Вадима Репина и прима-балерины Большого театра Светланы Захаровой «Па-де-де на пальцах и для пальцев». Специально для арт-фестиваля Илья Демуцкий написал новый скрипичный концерт, его премьеру представили Вадим Репин и Новосибирский академический симфонический оркестр. Несколько апрельских вечеров объединили в программе участием победителей Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Также на Транссибирском отметили 100-летие Персимфанса.

Большой симфонический вечер в Красноярске – торжество по случаю 60-летия российско-американского дирижера Владимира Ланде, который сегодня руководит Красноярским академическим симфоническим оркестром. Для юбилейного «самоэкзамена» оркестранты и дирижер выбрали технически и концептуально сложнейшую партитуру – «Весну священную» Стравинского. Если не кривить душой, интерпретацию охарактеризовать как выдающуюся не получится, поскольку не хватало элементарной точности воспроизведения нотного текста. Но отдадим должное, музыканты делали ставку на эмоции, а значит – на музыкальное содержание. Может быть, ощущение «единого целого» драматургии не сложилось, однако отдельные фрагменты, например «Весенние гадания. Пляски щеголих» или кульминационная «Великая священная пляска», впечатляли и проработкой напряженной динамической палитры, и буквальным осязанием ритма.

Музыка Сен-Санса, предварявшая «Весну», оказалась главным гарантом успеха. В Концерте для виолончели с оркестром солировал Сергей Ролдугин, чей взгляд на это произведение отличается принципиальной сдержанностью, непривычной нам по «классическим» прочтениям. Возможно, именно благодаря такому подходу музыка предстает перед нами как на ладони: подчеркнуты «диалоги» с оркестром, акцентируется введение нового тематизма. Причем от такой повышенной степени подробности смыслы и выразительность нисколько не потерялись.

Романтическая поэма «Муза и поэт» объединила на сцене оркестр, дирижера, виолончелиста и скрипача Вадима Репина: отличный образец камерного музицирования на равных. «Я даже не могу назвать это сотрудничеством или работой, – сказал в интервью радиостанции «Орфей» Сергей Ролдугин, – мы просто все получаем удовольствие».

Фестивальное событие другого жанра – музыкально-поэтический спектакль «Золотые звуки Серебряного века». Пианистка Басиния Шульман и актер Вениамин Смехов сконструировали программу так, чтобы в ней отражалась эмоциональная связь времен, когда с исторической дистанции вдруг появляется возможность посмотреть на современность. В условном спектакле преобладал трагический тон высказывания, нередко оттеняющийся сатирой. Шопен здесь сопоставлялся с Пастернаком, Скрябин – с Сашей Черным, Рахманинов – с Блоком, Прокофьев – с Маяковским, Шостакович и Гершвин – с Мандельштамом.

Если генеральная идея отлично считывалась, то эффект художественно го воплощения не всегда срабатывал должным образом. Причина одна – исполнители минимизировали контрасты и попросту нивелировали безусловную разницу между поэтическими и музыкальными произведениями.

При всех нюансах, неминуемых в любом творческом процессе, Транссибирский арт-фестиваль ежегодно усиливает свою вполне миссионерскую функцию. Значимое влияние форума заметно не только по бурным откликам слушателей и овациям. Есть ощущение, что Транссибирский в условиях своей географии не начинается и заканчивается в определенные сроки, а действует на постоянной основе: культура сибирских городов под знаменем проекта Вадима Репина достойно подтягивается к столичному уровню.


Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14062
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
16966
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9143
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
9063

Другие новости