0
5976
Газета Культура Интернет-версия

18.07.2022 18:44:00

Сцена на кухне. В Москве появился новый частный театр в квартире

Тэги: частный театр, квартеатр, москва


частный театр, квартеатр, москва В оформлении «Квартеатра» принимал участие Александр Петлюра. Фото предоставлено пресс-службой театра

Москва и раньше в отличие от Северной столицы, будучи городом неизбалованным на частные инициативы, рождала независимые театральные коллективы редко. Казалось, после всплеска 90-х и нулевых на излете андеграунда перспектива безнадежна, особенно после того, как растворился в сломе времени культовый период Театра.Док в подвале на Трехпрудном, когда не только новое театральное объединение актеров и режиссеров, но и само аскетичное пространство, антитеза «театру с колоннами», притягивало публику.

Но вот уже новое творческое поколение размышляет сегодня над изживающей себя системой постсоветского театра. С его жесткой иерархией, зачастую тотальной несвободой и отсутствием искреннего, доверительного общения по ту и по эту сторону рампы. «Квартеатр» – частный камерный театр, задуманный пару лет назад (а сейчас набирающий репертуар) в четырехкомнатной квартире дома дореволюционной постройки в центре Москвы. Его уникальность в бытовании жилого и творческого пространства на одной территории. Опять же, для Петербурга такие концепции уже не в новинку – можно вспомнить неординарный проект Бориса Павловича «Квартира», где происходила и вовсе интервенция театра инклюзивного.

Первая ассоциация – сквот, что сами создатели отрицают, так как в 70-х сквотом называлось место, самовольно заселенное и даже «захваченное». Но тут важнее та фундаментальная идея взаимопроникновения жизни и искусства в виде творческой мастерской, которая у любого зрителя, перешагнувшего порог арт-квартиры, вызывает неизменное любопытство. Кстати, адрес зритель узнает только с приобретением билета, что добавляет некой таинственности в этот квест.

Не соглашаются создатели и в сравнении с «квартирниками», хотя именно о том, что сегодня вновь наступает время неофициальной культуры, которая будет уходить на закрытые кухни, стали говорить все чаще. И «Квартеатр» возвращает эту практику в обиход: после спектаклей тут происходят разговоры за чашкой чая. «Цель такая. Час мы высказывались, зрители слушали. А потом наоборот: дать голос человеку. Поговорить, поболтать – на тему спектакля. Возможность диалога. Мы называем это третьим актом», – говорит основательница «Квартеатра» актриса Ксения Орлова.

Яркие, насыщенных цветов стены с забавными артефактами тут и там сразу выводят из атмосферы будней (в оформлении «Квартеатра» принимал участие Александр Петлюра), а зрительный зал, который расположился в кухне-гостиной, располагает к формату тет-а-тет. Параметры «сцены» и определяют один из главенствующих в репертуаре жанр моноспектакля. Премьерный спектакль Елена Плаксина (актриса театра «Современник») играет по пьесе Клима «Девочка и спички». Пьеса загадочного драматурга-символиста Клима (одного из гуру изучения театра как ритуала и служения, единомышленника Анатолия Васильева) абсолютно импрессионистская и тотально театральная, в ее метасюжете Клим иронизирует над миссией драматурга и дает зрителю почти физиологически ощутить незримые, но неумолимо жесткие и в то же время проницаемые законы театра.

Героиня – актриса, «земную жизнь пройдя до половины», говорит и плачет о собственном призвании и женской сути, обнажая перед зрителями душевные переживания то маленькой девочки из детства, то витальной юности, то внутренний распад зрелости. Театр – это одинокий голос человека, говорит драматург. И спектакль «Квартеатра» доводит эту мысль до ее физического абсолюта.

По сюжету героиня, вспоминая сказку Андерсена «Девочка со спичками», медитативно сжигает спичку за спичкой, отмеряя так этапы своего рассказа. А так как театр тут рождается в обычной комнате, погружение во тьму происходит всамделишное – на две трети спектакля зрители окунаются в непроглядную тьму, заостряя восприятие актерского голоса, который управляет нашим воображением, до высшей точки. В то же время, понимая, что перед актрисой стоит колоссальная задача – в полной темноте, слыша лишь дыхание зрителей, продолжать вести свою историю в ее вымышленной форме «разговора с самим собой».

Пьеса, имевшая малую сценическую историю, раскрывает здесь Клима как драматурга очень человечного. Режиссер Павел Артемьев сознательно уходит от холодной божественной вертикали драматурга, тонко выстраивая горизонталь актер-зритель. А благодаря заразительному актерскому обаянию Елены Плаксиной калейдоскопичная исповедь, как морской прибой, то мягко приближается, то вновь удаляется, оставляя в руках промытые песчинки мыслей и чувств. 


Читайте также


Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Татьяна Астафьева

В столице активно модернизируют клиники и амбулатории

0
1265
Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Елена Крапчатова

Московские власти поддержали инициативу Российской академии наук об установке мемориальной доски на доме знаменитого ученого

0
1748
На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

Елена Крапчатова

Выставка представила своим посетителям специальный pet-frendly гид

0
2065
Петух Петя сыграл на столичной сцене с колумбийскими актерами

Петух Петя сыграл на столичной сцене с колумбийскими актерами

Елизавета Авдошина

На Чеховский международный театральный фестиваль прибыли труппы из 12 стран

0
1889

Другие новости