Стало доброй традицией отмечать день рождения маэстро концертом в Московской консерватории.Фото Веры Журавлевой
20 лет как нет с нами выдающегося дирижера Евгения Светланова, но память о нем не угасает. Стало доброй традицией отмечать день рождения маэстро концертом в Московской консерватории, которую он когда-то окончил.
В 2022 году этот почти священный ритуал-приношение великому артисту также объединил друзей и коллег, почитающих его деятельность. Программа вечера включала в себя симфонические произведения Чайковского, Рахманинова и пьесу современного композитора, тем самым наглядно демонстрируя концепцию, которой Светланов придерживался при составлении программ. А на сцену вышел, разумеется, Государственный академический симфонический оркестр, которым он руководил 35 лет.
Печально констатировать тот факт, что день рождения Светланова ГАСО отметил без своего художественного руководителя. Василий Петренко покинул эту должность. Его предшественник Владимир Юровский, добившийся того, чтобы фраза «ГАСО под управлением Юровского» стала крылатой, покинул страну еще до начала СВО, окончательно похоронив надежды на какое-либо будущее взаимодействие со своими некогда подопечными. По иронии судьбы за пультом Госоркестра сегодня все чаще можно увидеть его брата Дмитрия Юровского – также дирижера, продолжателя славной семейной династии. На концерте-приношении Светланову он чувствовал себя уверенно за пультом, словно подчеркивая, что от перемены Юровских качество исполнения у ГАСО не меняется.
Увертюра-симфония «Ромео и Джульетта» Чайковского прозвучала как типичное позднеромантическое сочинение с вагнеровским «флером»: в достаточно сдержанном темпе знаменитая тема любви у струнных и духовых раскрывалась постепенно, как долгая бесконечная мелодия.
Но где по-настоящему предстал «дух» Вагнера и других европейских композиторов-романтиков, так это в Симфонии Бенджамина Эллина – композитора, лауреата Международного конкурса дирижеров имени Светланова в Люксембурге. Симфония, воспевающая образ морской стихии, напоминала большое постмодернистское одеяло из всевозможных стилей и жанров, изобиловала техническими исполнительскими трудностями и новейшими приемами письма: впрочем, Госоркестр пробрался через эти «дебри» без особого труда. Третью часть Эллин положил на стихотворение Лермонтова «Парус»: эту кантиленную мелодекламацию воспроизвел знаменитый баритон Сергей Лейферкус.
Кульминацией вечера стало исполнение вокально-хорового цикла Рахманинова «Колокола». Именно эта поэма стала лебединой песнью Светланова: незадолго до кончины он продирижировал этим сочинением в Лондоне. В Большом зале к ГАСО присоединился коллектив «Мастера хорового пения», а также солисты Сергей Лейферкус, Альбина Шагимуратова и Михаил Агафонов.
Не совсем идеальная с точки зрения акустического баланса интерпретация – оркестр порой «заглушал» вокалистов – тем не менее предстала как грандиозный (тройной состав оркестра) эпический цикл о мыслях, чувствах, страданиях одинокого героя, предавшегося экзистенциальным размышлениям (и не только о судьбе русской). ГАСО под управлением Юровского мастерски подчеркивал богатство колористических средств партитуры, внутренние контрасты, динамические контрасты, гармонические изыски. И, конечно же, через весь цикл звучали колокола. Звон раздавался как веселый, праздничный – словно аллилуйя в честь рождения Светланова, так и погребальный, мрачный – словно оплакивающий его уход.