0
11142
Газета Культура Интернет-версия

25.09.2022 18:46:00

Первый русский театр им. Федора Волкова вновь без лидера

Трагически вакантное место

Тэги: ярославль, театр, Пускепалис


ярославль, театр, Пускепалис Кто станет худруком театра, решит Министерство культуры. Фото со страницы Волковского театра в «ВКонтакте»

Ярославский федеральный театр вновь без художественного руководителя. Ушел из жизни Сергей Пускепалис, его трагическая смерть, которая по-человечески поразила всех без исключения – и «правых», и «левых», снова оставила труппу без творческого лидера.

Мистическая закономерность напрашивается в этой несчастливой истории последних лет. Беды посыпались на театр со времен предложения Минкульта объединить Волковский и Александринский в единый Национальный театр России. Тогда, три года назад, нелепое слияние театра из Ярославля и Петербурга удалось остановить ощутимой кровью – процветающий тандем худрука Евгения Марчелли и труппы, избалованной за восемь лет его руководства ведущими премиями, колоссальным зрительским успехом, славой, которая шла по всей стране, словом, – редким ренессансом, распался. После скандала на почве слияния режиссер был вынужден уйти.

Новый худрук был найден учредителем быстро: актер Сергей Пускепалис, после долгой и успешной кинокарьеры вновь вернувшийся на ниву театра, заявил о себе, став заместителем худрука МХАТа им. Горького, и вскоре получил предложение поменять кресло в столице на главную должность в Ярославле. Пускепалис – знаменитый востребованный актер, народный любимец. Типаж у него был простого русского мужика (даром что по происхождению смешанных кровей). Сколько ролей – с душой нараспашку, а порой до зрительских слез – военных, врачей, космонавтов было сыграно в кино – не перечесть. Так что мало кто помнил, что у актера за плечами режиссерский курс у Петра Фоменко и уже 20 лет опыта театральных постановок.

За три года в Волковском театре Пускепалис неоднократно ставил как режиссер на вверенной ему сцене, но даже самые преданные поклонники вспоминают не его спектакли, будем честны, а его человеческие качества, которые выразились в отеческой заботе о театре. О здании (при Пускепалисе проведен масштабный ремонт на 30 млн руб.). Об актерах. По свидетельствам окружения, он думал всегда о ветеранах сцены, был одним из идеологов Всероссийской актерской биржи, где дипломники театральных училищ могут найти работодателей.

Даже ультраправую политическую позицию Пускепалис высказывал не так людоедски, как его коллеги по партии «Справедливая Россия – За правду»: два года подряд возил актеров на гастроли в Горловку, Донецк, жертвовал деньги, но пулеметом, как Захар Прилепин, не размахивал. Только вот чреватой позиция обернулась для него самого, перегонявшего броневик в Донбасс…

Репертуар Волковского театра, однако, за три года сильно поредел, обмельчал, от некогда четкой творческой политики (яркой современной драматургии вкупе с неординарно переосмысленной классикой) не осталось камня на камне, названия кажутся случайными, режиссеры сплошь безвестные, четверть афиши – самостоятельные актерские работы, давно нет единого «портрета» театра. Ситуацию осложняет и патовый расклад с дирекцией. Из театра ушел на повышение Айрат Тухватуллин, ныне директор МХТ им. Чехова, профессиональный продюсер театрального дела. В новый же сезон театр вступил с директором, которого на замену успел найти Сергей Пускепалис незадолго до смерти, – бывшего коллегу по бизнесу. Герман Громов закончил в свое время театральное отделение Саратовской консерватории, а вот позже занимался ресторанным бизнесом.

«Разблюдовка» теперь может быть самая разная. В лучшем случае театр могут отдать на управление худсоветом, что только ускорит творческий застой, в худшем – оставить директорским, отчего театр может быстро скатиться в провинциальную труппу без эстетической программы. В последние годы Министерство культуры активно культивирует идею «первого русского», на сцене которого торжественно открывали и Всероссийский Год театра-2019, так что Волковский сравнительно недавно «назначили» стратегическим местом и обойти вниманием не должны. Но трагедия застала врасплох – контракт у Сергея Пускепалиса был подписан вплоть до 2027 года.

Кто бы мог возглавить Волковский театр? Талантливых режиссеров сегодня в российском театре достаточно, но «скамейка запасных» среди худруков, даже несмотря на профильную магистратуру Валерия Фокина при Александринском театре, пополнится отнюдь не скоро. То же касается и театральных директоров – о дефиците кадров говорят давно, но и тут не все так очевидно с щепетильностью вопроса, хотя выбор молодых выпускников продюсерских факультетов театральных вузов в пользу независимых и частных проектов, а не государственной театральной системы зачастую перевешивает. Тут стоит вспомнить историю театрального менеджера Бориса Мездрича (к слову, Волковский театр – в его послужном списке), чья карьера была похоронена скандалом вокруг «Тангейзера» и стала первой ласточкой в затянувшейся теме государственного надзора и политической лояльности театральных деятелей.

Выбор худрука колоссально сужается в связи с утверждающейся позицией учредителей (будь то Минкульт или региональные департаменты культуры). У руля могут стоять только лояльные власти или зависимое большинство в виде актерских худсоветов. Увольнения и экстренные переназначения последних месяцев в избранных российских театрах это явно подчеркивают.

Приказом Министерства культуры РФ временно исполняющим обязанности художественного руководителя Российского государственного академического театра драмы им. Ф. Волкова назначен директор театра Герман Владимирович Громов.


Читайте также


Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Елизавета Авдошина

Новосибирский театр "Красный факел" выступил в столице РФ

0
581
Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Надежда Травина

В Нижегородском театре оперы и балета завершился фестиваль "Болдинская осень"

0
2281
Страна безоблачного счастья

Страна безоблачного счастья

Александр Матусевич

На сцене московской «Новой Оперы» с большими гастролями выступил Театр музыкальной комедии из Санкт-Петербурга

0
2441
Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Марина Гайкович

Продюсер фестиваля "Музыкальное сердце театра" о том, как развиваются и проект, и жанр

0
3986

Другие новости