Илья Смилга решил Ленинградскую симфонию Шостаковича через живопись Казимира Малевича. Фото с сайта www.digitalopera.ru
Впервые фестиваль Digital Opera, имеющий конкурсную составляющую, прошел в Петербурге в 2019 году. Его цель – объединить жанр оперы и актуальное цифровое искусство, исследовать и раскрыть взаимопроникающий и постоянно развивающийся симбиоз первого и второго.
Хотя первый опыт применения нетрадиционных визуальных средств в опере имел место еще в далеком 1968-м (лазерное шоу в опере «Фауст» в Стокгольме), всерьез о массированном приходе компьютерных технологий в театральную сценографию заговорили только в нынешнем веке. Сращивание мультимедиа и театрального искусства происходит повсеместно, в том числе и в музыкальном театре, чьи масштабы и кумулятивное эмоциональное воздействие весьма способствуют этому симбиозу: в наши дни этого реально становится все больше и больше. Иногда даже в ущерб драматической правде, а иногда и смыслу – цифрой стараются заполнить отсутствие идей и настоящей режиссуры, эксплуатируя клиповое мышление современного зрителя и его зацикленность на картинку.
Найти золотую середину между все усложняющимися технологиями с их безграничными возможностями и театральной правдой как раз и призван фестиваль-конкурс Digital Opera, который придумала продюсер Надежда Абрамова – теперь директор фестиваля, а ее творчески поддержал художник Сергей Новиков, ныне арт-директор форума. Искомый синтез здесь пытались нащупать в двух направлениях – путем соединения цифровой картинки и музыки и путем более сложного симбиоза режиссуры, видеоарта, элементов традиционной сценографии и опять же музыки.
В результате отбора поступивших проектов-заявок, объединявших в мини-команды мультимедиа-художников, режиссеров и избранный музыкальный фрагмент, вниманию жюри в финале состязания было представлено 22 работы. Большая часть представляла собой сложный синтез цифрового видео, музыки и режиссуры («Цифровая режиссура»), меньшая – только союз звучащего и видимого («Цифровая сценография»). Оба направления были изначально запрограммированы на определенный тематизм, связанный с городом на Неве: в первом случае предлагалось обыграть петровскую тематику (в связи с 350-летием основателя Петербурга), во втором – мотив мучивших столицу не одно столетие наводнений.
Музыкальные фрагменты, которые были предложены конкурсантам для визуализации, были очень разными, отнюдь не только оперными. Звучали и хоровые сочинения («Богородице» Рахманинова и «Эй, ухнем»), и чисто симфонические (например, фрагменты симфоний Гайдна, Бетховена, Берлиоза, Шостаковича и пр.), и камерные (например, знаменитая «Блоха» Мусоргского или «На сон грядущий» Чайковского). Оперная музыка была представлена в основном опять же главным образом оркестровыми фрагментами («Рассвет на Москве-реке», Увертюра к «Летучему голландцу», инструментальный вариант «Баркаролы» из «Сказок Гофмана»). Строго говоря, чистая опера (там, где действенное пение было главным) по-настоящему развернулась на сцене лишь однажды – в знаменитом монологе Февронии «Похвала пустыни» из «Китежа» Римского-Корсакова. Живое звучание обеспечивал Госоркестр Ленинградской области «Таврический» под управлением своего худрука и одновременно музыкального руководителя конкурса Михаила Голикова, а также Петербургский камерный хор Николая Корнева и солисты Наталья Меньшикова, Александр Безруков, Карен Акопов и др.
Международное жюри работало как очно, так частично и дистанционно – иностранные участники (из Италии и Германии, Чехии и Греции, Южной Кореи и США, Аргентины и Мексики) знакомились с конкурсным продуктом в удаленном формате. В его составе этого года такие известные имена в российском музыкально-театральном мире, как Георгий Исаакян и Александр Пантыкин, Вячеслав Окунев и Алексей Франдетти, Филипп Разенков и Павел Сорокин, Николай Скорик и Игорь Тарасов. В ряде случаев выбор сделать было относительно просто – малоталантливые, неубедительные работы сразу вызывали недоумение, хотя после предварительного отбора таких явных аутсайдеров было совсем немного. В остальных случаях порой решение судьбы работ конкурсантов требовало немалых усилий – интеллектуальных, эстетических, креативных. Мышление некоторых команд было весьма необычно, если не парадоксально, а владение технологической базой – феноменально, революционно и попросту завораживающе, поэтому выбрать лучшее из хорошего, талантливого, неординарного было совсем непросто.
Тем не менее конкурс есть конкурс: выбирать надо. Беспристрастный подсчет баллов, которые выставили члены жюри, принес победу в номинации «Цифровая сценография» Мите Тарасевичу и его команде «PANTALEON_studio» за визуализацию 4-й части 6-й симфонии Бетховена, а в номинации «Цифровая режиссура» – Илье Смилге и его команде «АПЧЪ» за иллюстрирование фрагмента из Ленинградской симфонии. Первый заворожил всех умелым обыгрыванием темы человеческих рук (что не удивительно, поскольку Тарасевич – артист театра кукол), которые в его ролике – и птицы, и волны, и питерские мосты; второй – стопроцентным попаданием графических миров Казимира Малевича в трагическую музыку великого советского симфониста.
Санкт-Петербург – Москва