«Шелковая лестница» – редко исполняемая опера молодого Россини. Фото © Пресс-служба театра «Астана-опера»
В Минске завершился XII Международный Рождественский оперный форум. В Большом театре выступили солисты из Беларуси, России, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Армении, Литвы.
Видеть Минск занесенным декабрьским снегом – удовольствие из особых. Белизна покрова в это время года компенсирует дефицит солнца, усиливая цвет многочисленных белых зданий Верхнего города, сфокусированный в его доминанте – Свято-Духовом кафедральном соборе. Оперный театр в столице Беларуси, укрытый парком, как заповедным лесом, в таком антураже обретает облик могучего, с виду сурового, горделивого и неприступного серого дворца. Но стоит перешагнуть его порог, как этот исполин дружелюбно распахнет свои двери в манящий, теплый, просторный, залитый светом мир оперной реальности.
Афиша XII Рождественского оперного форума заставляла бросить все привычные дела и посвятить время шести дням фестивального творения. Стилистический разброс от Россини до Чайковского и Пуччини, равно и как два гала-концерта, декларировал широту намерений организаторов. Фестиваль открылся оперой «Евгений Онегин» Чайковского, которую привез московский театр «Геликон-опера». Реконструкцией знаменитой постановки Константина Станиславского 1922 года занимался режиссер Дмитрий Бертман, выбравший для минского показа своих лучших солистов, среди которых как «звезда, во мраке ночи» в партии Татьяны блеснула Елизавета Кулагина, Ленского исполнил Игорь Морозов, а главного героя – Максим Перебейнос.
За пультом «Турандот» Пуччини в постановке Михаила Панджавидзе был Эйюб Кулиев, титульную роль воплотила Анастасия Малевич, которая, как говорят, поет не только оперу, но и с не меньшим успехом джаз, а партию героя, принца Калафа, – тенор Иван Гынгазов, похитивший в тот вечер все женские, да и немало мужских сердец. Сопрано Анастасия Москвина в партии Лиу изумила красотой тембра, основательностью исполнительской школы, интенсивностью и аристократизмом драматического переживания.
Ноу-хау оперного форума стал гала-концерт «Большой театр: Москва–Минск. Молодые голоса», представивший новое поколение оперных солистов двух соседних государств. В нем молодые голоса дали понять феномен оперного певца на старте своей карьеры во всей красе и полноте плюсов и минусов. С одной стороны, все впереди, многое еще можно изменить, улучшить, усовершенствовать, ибо это многое искупалось главным преимуществом – молодостью. С другой – чем раньше, тем лучше было бы осознать, что неправильно выбранный репертуар способен смазывать все впечатление и мгновенно отнимать уже заработанные баллы слушательского интереса. Более скромная ария в отличие от люксовых хитов может принести куда больше успеха, не говоря о педагогической пользе для голоса. Вот молодой бас выбирает арию Лепорелло со списком – прекрасный порыв. Но к чему солисту с очевидной лирической природой голоса браться за такого яркого характерного персонажа, слугу самого Дон Жуана, если не стремиться хотя бы чуть-чуть, в гигиенических даже целях покомиковать интонацией и жестикуляцией, а не поискать что-то, к примеру, у Беллини или Доницетти? Браться за Мими в «Богеме» Пуччини – что может быть желаннее, но если у певицы нет уверенности в верхах – к чему такие риски? Но если бы молодость знала...
Солисты Большого театра Беларуси покорили энтузиазмом в освоении новых названий. Меццо-сопрано Дарья Горожанко показала два вектора своего вокального развития, очень эффектно исполнив арию Рамиро из «Мнимой садовницы» Моцарта и арию Шарлотты из «Вертера» Массне. Андрей Селютин слегка переигрывал в арии Базилио о клевете из «Севильского цирюльника» Россини, пустив в ход свой конек – зашкаливающую харизму драматического актера, которая отвлекала от голоса. Белорусское сопрано Анастасия Михновец восхитила чувством меры и стиля в арии Адины из «Любовного напитка» Доницетти, в чем ей вторил в романсе Неморино тенор Константин Артемьев, солист Большого театра России, став одним из сильных впечатлений концерта. Сильным конкурентом этих впечатлений стал дуэт сопрано Лилит Давтян и баритона Максима Лисиина из «Дона Паскуале», устроивших маленький спектакль, показав, что современный оперный гала-концерт не должен быть статичным, но подогревать интерес к опере как к театру, то есть быть талантливо поставленным (изобретательным режиссером гала выступила Оксана Волкова). Выйдя в арии Джульетты из оперы Гуно, Лилит в платье нежного телесного цвета дала понять, как важен был и остается для артиста и публики выбор платья, способного увеличить дивиденды впечатлений. Минские звезды Тарас Присяжнюк и Марта Данусевич выбрали единственный дуэт из русской оперы – Садко и Волхову из «Садко» Римского-Корсакова, в котором показали свои сплошные плюсы и напомнили, что оперой движет любовь. О ценностях любви спел и звездный тенор Дмитрий Шабетя в предсмертной арии Каварадосси из «Тоски» Пуччини. В руках многоопытного дирижера Николая Колядко, элегантно ведшего оркестр, эти дети оперы не могли не чувствовать его родительской опеки.
«Любовный напиток» Доницетти в постановке Анны Моторной показал, как непросто ставить комическую оперу на большой сцене. Вместе с художником-постановщиком Андреем Меренковым они заполнили громадное пространство сцены объектами, открывшими простор для ассоциаций в самые разные стороны – от венецианской лагуны до парижского Тур Эйфель и Мулен Руж. Беспокойное воображение визуально искушенного зрителя вибрировало куда-то в сторону чуть ли не «Смерти в Венеции», а от мимических персонажей сиамских близнецов и очаровательной «мини-донны» из шоу лилипутов фантазию заносило куда-то в эстетику балаганов в духе «Аллеи кошмаров» Гильермо дель Торо. Режиссер отыгрывала таким образом тему шулерства и надувательства, за которое в опере отвечал делец-шарлатан Дулькамара, нашедший много дур и дураков для сбыта своего кислого несвежего вина, которое, однако, помогло несчастному Неморино завоевать сердце богатенькой Адины. Приглашенный Магеррам Гусейнов, солист Мариинского театра, блеснул в партии шарлатана отнюдь не шарлатански, а со знанием многих премудростей бельканто. К месту и ко времени пришлись и два плавсредства на заднем плане – подводная лодка недалекого вояки, сержанта Белькоре в уморительном исполнении Дениса Янцевича, а позже и белая яхточка, как маркеры низкого и высокого, бедности и богатства. Олег Лесун за пультом сполна дал насладиться всеми тонкостями стиля Доницетти.
«Шелковая лестница» 20-летнего Россини – абсолютный раритет для российских реалий, зато в «Астана-опере» она идет на Малой сцене. В пространстве гигантской сцены Большого театра Беларуси с очень сложной акустикой она сильно потерялась, но артистические ресурсы казахских солистов сделали чудо и взорвали зал заслуженными овациями. На этот спектакль многие приехали послушать звезду «Большой оперы» – казахскую жемчужину Салтанат Ахметову в партии Джулии, которая оправдала ожидания, показав себя абсолютной виртуозкой, обладательницей лучезарного сопрано. В итальянской стилистике буффы увереннее и мастеровитее остальных чувствовал себя баритон Азамат Желтыргузов в партии слуги Джермано. Но самое ошеломительное впечатление оставил камерный оркестр «Астана-оперы» под управлением Руслана Баймурзина, который, как автомобиль класса люкс, вихрем пронесся во времени и пространстве, верный духу упоительного Россини. Завершил форум грандиозный гала-концерт звезд мировой оперы, который показал как опера-миротворица объединяет, влюбляет и примиряет.
Минск–Санкт-Петербург