0
5105
Газета Культура Интернет-версия

25.12.2022 09:35:00

Госоркестр Татарстана привез в Москву Седьмую симфонию Малера

Гастроли стали частью большого малеровского цикла в концертном зале зале «Зарядье»

Тэги: зарядбе, концерт, госоркестр татарстана, малер


зарядбе, концерт, госоркестр татарстана, малер Фото предоставлено пресс-службой оркестра

В Концертном зале «Зарядье» продолжается цикл «Малер»: в течение сезона здесь прозвучат все симфонии композитора. Открыл его оркестр Большого театра и дирижер Дмитрий Лисс со Второй симфонией, в финале Российский национальный оркестр и его новый художественный руководитель Александр Рудин представят Первую. Важно подчеркнуть, что в этом проекте участвуют региональные оркестры. Играть Малера в Москве, для взыскательной столичной публики – это вызов. И вызов этот приняли оркестры из Новосибирска, Красноярска и Казани.

Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского выбрал Седьмую симфонию. Что касается Малера, то в этой точке интересы «Зарядья» и коллектива соприкасаются. Сладковский поставил перед собой и оркестром цель исполнить и записать весь цикл симфоний. И преодолел уже большую половину пути: за плечами – Первая, Четвертая, Пятая, Шестая, Восьмая, Девятая. На очереди - Вторая, она прозвучит 1 февраля в Московской филармонии.

Седьмая - симфония, в которой, по мнению исследователей есть нарочито неровные фрагменты (Инна Алексеевна Барсова), требует недюжинных сил и мастерства: нужно лепить форму целого, держа под контролем огромный оркестр с дополнительными инструментами - теноровой тубой, мандолиной, гитарой, альпийскими колоколами и так далее.

Татарский оркестр на новом этапе своего творческого пути уже сделал виток по малеровской спирали: симфонии композитора звучали и в первые годы работы Сладковского, а сейчас, пройдя через циклы симфоний Шостаковича, Чайковского, Бетховена, Рахманинова, мощный пласт новой музыки, оркестр выходит, конечно, на иной уровень взаимоотношений с позднеромантическими партитурами, когда сложности технического характера или ансамблевой игры уже не важны, и перед артистами можно ставить сложные музыкантские задачи.

Седьмая – а оркестр впервые подобрался к этой партитуре, совершив после премьеры в Казани мини-турне по двум столицам – показала, на сколь высоком уровне находится оркестр. В особенности это, конечно, касается медных духовых, которых Малер не пощадил: роль труб, тромбонов, валторн в этой симфонии-драме выведена едва ли ни на первый план.

О чем эта симфония в интерпретации Сладковского? Об одиночестве, о потере смысла жизни - и о поиске точки опоры, которую герой пытается нащупать в природе, в прошлом, в своих корнях. Мрачная первая часть, где тяжелую поступь главной партии оттеняет лирика побочной – но ненадолго, свет тонет в сумраке марша.

Средний блок пятичастного цикла - марш, скерцо и серенада - и есть обращение к прошлому как к идеалу. Но и оно подернуто дымкой ночи (композитор делает ремарку Nachtmusik), когда привычные вещи принимают необычные, порой пугающие, порой нереальные и призрачные черты. И оркестр блистательно с этим справляется: пасторальная картина с перекличками валторн и звоном альпийских колоколов тонет в гротескном марше, злое скерцо («Игра теней») продолжает упоительная серенада с мандолиной и гитарой, которая тоже оказывается, скорее, пародией на жанр.

Рондо финала, драматургически самой сложной части, через череду эпизодов приходит к утверждению маршевой темы первой части – в героическом ее изводе. Героизм через преодоление: апофеоз, созвучный нашему времени.


Читайте также


 КОНЦЕРТ  Кантонская опера "За кулисами"

КОНЦЕРТ Кантонская опера "За кулисами"

0
1361
 КОНЦЕРТ  Фестиваль современной хореографии Futurum

КОНЦЕРТ Фестиваль современной хореографии Futurum

0
2976
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
6264
 КОНЦЕРТ  "День Левитанского"

КОНЦЕРТ "День Левитанского"

0
4320

Другие новости