Фото предоставлено пресс-службой Дома Радио
Пока Теодор Курентзис и его оркестр musicAeterna покоряют российские города, в их нынешней резиденции – петербургском Доме Радио – во всю кипит своя жизнь. В пространстве этого легендарного здания, ставшего главным информационным вестником в годы Великой отечественной, проходят лекции и мастер-классы, творческие встречи с музыкантами и композиторами, перформансы, и, конечно же, концерты. Так, утром, к примеру, можно посетить «Пляс» – танцевальную практику, в ходе которой хореограф Валентина Луценко научит свободе движений, а также параллельно с этим заглянуть на «Распев», где под руководством одного из солистов хора musicAeterna все желающие работают над вокальным произведением. Днем в Доме Радио читают лекции о философии и психоанализе, показывают кино, обсуждают книги. И, наконец, вечером особняк на Итальянской улице наполняется звучанием музыки. Куратор камерных концертов Вангелино Курентзис предлагает интереснейшие встречи с искусством разных артистов, которые превращают свои выступления в особый медитативный ритуал.
Так, в Доме Радио прошли концерты греческого музыканта Йоргоса Калудиса. Виолончелист по образованию (закончил Афинскую консерваторию, где сейчас и преподает), он востребован сегодня по всему миру как исполнитель старинной музыки, импровизаций и собственных сочинений. В Санкт-Петербурге Калудис не впервые – много лет назад выступал с Академическим симфоническим оркестром филармонии и хором Lege Artis и принимал участие в фестивале «Белые ночи», но в резиденции Теодора Курентзиса еще не был (хотя, разумеется, о своем соотечественнике знал и, как выяснилось, слушал все альбомы musicAeterna). В Дом Радио Йоргос Калудис привез свой уникальный инструмент – критскую лиру, для которой он делает переложения виолончельного репертуара. Соединяя техники виолончельной игры и особенности традиционной критской лиры, Калудис усовершенствовал инструмент, добавив четвертую струну (нижнюю виолончельную до). «Критская лира внешне напоминает древнерусский гудок, найденный в археологических раскопках под Великим Новгородом, – говорит музыкант. – Но я бы не назвал ее звучание фольклорным. Когда я играю на лире, то погружаюсь в особое молитвенное состояние. Для меня это – настоящее исцеление». Калудис уверен, что специфический тембр этого подобия не то виолончели, не то виолы да гамбы, вызовет интерес у любителей и знатоков истории музыки.
Собственно, так и произошло – четыре концерта Йоргоса Калудиса в Доме Радио собрали большое количество слушателей. Два вечера были посвящены Виолончельным сюитам Баха, написанным в Кетенский период: в переложении для критской лиры они предстали еще в более архаичном ключе. «Эти сюиты – настоящая библия для виолончелистов, – считает Калудис. – Богатейшая смычковая баховская техника бросает вызов музыканту. Музыка Баха имеет для меня огромное значение, можно сказать, она сквозной нитью проходит через мою жизнь. Именно с Баха я пришел к игре на критской лире». А на концерте под названием APTERA Калудис показал себя как композитора, который не боится экспериментов. В его пьесах-импровизациях звучание критской лиры вступало в своеобразный диалог с электроникой и голосом автора: такое сочетание древнего и ультрасовременного породило меланхоличные, воздушные звуковые пейзажи, погружающие в особую атмосферу.
Но, пожалуй, самым концептуально выстроенным и представляющим живой интерес медиевистов стал концерт La Rêveuse. Название, которое переводится как «Мечтательница», отсылает к одноименной пьесе французского композитора XVII века, гамбиста Марена Маре. Его музыка прозвучала наряду с пьесами эпохи барокко и средних веков, фактически раритетами, известными лишь узким специалистам: это и гимн Иоанну Крестителю, записанный основателем нотной грамоты Гвидо Аретинским (начальные слоги строк гимна Ut quant laxis означают ступени звукоряда), и одночастный концерт для двух виол (в транскрипции для одной критской лиры) Жана де Сент-Коломба, и причудливые вирэле Гийома де Машо. В темном пространстве, освещаемом лишь зажжёнными свечами, Калудис и его лира-мечтательница приглашали публику в это удивительное путешествие в далекую эпоху, о которой мы почти ничего не знаем. Музыкант виртуозно касался смычком струн инструмента и одновременно пел, демонстрируя профессиональное, аутентичное понимание особенностей исполнения старинной музыки, а слушатели, затаив дыхание, внимали каждому звуку, наполняющему уникальную акустику Дома Радио.
Санкт-Петербург – Москва
комментарии(0)