0
4183
Газета Культура Интернет-версия

14.03.2023 15:52:00

Счастье есть, нужна только правильная тесситура


Фото сайта mmdm.ru

Ансамблю Покровского 50 лет. В этот юбилейный год они выступают с отчетными концертами. В Москве уже прошло два – в малом зале Консерватории и в Доме музыки. Все говорят: Ого! Пятьдесят! А я скажу: всего пятьдесят. Ведь музыке, песням, которые они поют, триста, пятьсот да целая тысяча лет. Отчего же, слушая эту «несовременную» «старинную» к тому же деревенскую, простонародную музыку, публика была в таком воодушевлении? Считайте, никто не сидел, откинувшись в кресле, а все прямо тянулись туда, на сцену. Так и хотелось выйти к артистам, шагнуть в их круг – подпеть и подплясать. Первое отделение всё состояло именно из таких песен. Звучала традиционная музыка разных областей России. И стало слышно и видно, что области эти разные, а страна велика и обширна. Это песни, выбранные еще самим Дмитрием Покровским, как лучшие образцы народной музыки. Они так и остались в репертуаре ансамбля. Это казачьи песни «Светит месяц», «Вниз по матушке по Волге», «Ой, да ты Россия, мать-Россия», «Травушка», южнорусские песни «Да приехал мой миленький с поля», «На Середенской улице», песня русского Севера «На солнечном исходе». Звучание ее протяжно, женские голоса перекликаются, аукаются, и слышно, какой же там простор. И движения женщин сдержанные, они и рук не подымут. «Ой, шла стрела», - древняя языческая песня закликания весны. Три, четыре ноты, простое звучание, и уверенность, что весна откликнется, мы все скоро в этом убедимся. Совсем другие казачьи песни – многоголосие, полифония. Каждый регион рождает не просто свои песни, свой звук. И пластика у исполнителей теперь совсем другая – эта ближе к той пляске, что мы привыкли. Терские казаки (хотя и не только казаки) сочиняли песни и на стихи поэтов – Пушкина, Лермонтова, Некрасова – всех, кто трогал их своими словами, напечатанными в грошовых базарных книжках. Потом были песни из тех программ, а их у ансамбля больше двадцати, что были созданы после смерти Дмитрия Покровского в 1996 году. Звучала музыка эпохи Петра Первого – кант «Буря море раздымает», «Задумал султан турецкий с царем Белым пошутить». Песни Первой мировой войны с германцами – «Полно, полно нам, братцы, крушиться, полно горе горевать. Лучше будем, мы веселиться, с горя песню запоем», «По полку полковничек идет». И от языческой древности до песен всего лишь столетней давности – всё это были песни одного народа, всей душой отзывающегося на события родной истории.

Во втором отделении звучала авторская музыка современных композиторов, в большинстве своем написанная специально для ансамбля Покровского. Никакой стилизации, никакого подражания – сложная классическая музыка, какой ей сегодня положено быть. Сочинение Владимира Мартынова «Ночь в Галиции» исполнял ансамбль Opus Posth под руководством Татьяны Гринденко. Сначала звучали русалочьи заклички из сборника (1836 года) этнографа-фольклориста, специалиста по русскому чернокнижию Ивана Сахарова. Какой жутью от них веяло, гукало близкой Лысой горой, так точно описанной Михаилом Булгаковым. А продолжают их стихи Велимира Хлебникова, совершенно родные этим народным магическим перекличкам. Голоса исполнителей стали дикими, как бы и не людскими, удивительным образом сливаясь с звучанием струнных инструментов, внезапно превратившихся в деревенский оркестр. Многолетнее сотрудничество ансамбля с театром на Таганке, куда их привлек Юрий Любимов, стало богатством и театра, и музыкантов. При постановке «Медеи», музыку для которой написал Эдисон Денисов, тексты античного хора сочинил Иосиф Бродский. Звучит сложная по гармонии современная музыка, и какая величавая строгость у этого античного хора, ни одного слова не произносят они впустую, ни одного смысла стихов Бродского не теряют: «Никто никогда не знает, откуда приходит горе…» А две песни А. Шнитке на стихи Пушкина, про которые он писал собирателю русских песен Киреевскому, посылая их вместе с текстами народных песен: попробуй отличи, где тут мои! Шнитке не стилизует свою музыку под народную, она остается его авторской и сложной, но исполняемая с колесной лирой, звучит уже голосом живого народа настоящего и будущего. Пронзительно звучит любимое Достоевским стихотворение Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный», положенное на музыку Ираидой Юсуповой. Весь концерт не перескажешь, это надо видеть и слышать. Не могу только не отметить «Парасказ» Владимира Николаева на сказки Пушкина. Он создал удивительную композицию в первую очередь из текстов, перемешав их между собой. И знакомые с детства слова зазвучали свежо, и появились новые смыслы, благодаря выразительной, очень театральной музыке Николаева. Певцы тут не только меняли интонацию, переходя от строки к строке, у них менялся голос, становясь голосом того или другого персонажа. Целый спектакль, по-настоящему, пушкинский. А закончился концерт «Свадебкой» Стравинского. Тут уж и комментировать нечего – эта классика звучала, как вчера написанная и впервые спетая.

Пение ансамбля поражает своим разнообразием: аутентичное, фольклорное сменяется джазовым, и вот уже слышно академическое, но всё с импровизациями, которые каким-то чудом дают цельное гармоническое звучание. Временами они звучат, как живой орган. И постоянное движение артистов, где они и персонажи, и живые декорации и просто озорные наши собеседники, и от этого, как и от точного интонирования каждой фразы, на сцене возникает объемное театральное действо. Не случайно с ансамблем Покровского сотрудничали, помимо Юрия Любимова, Сергей Юрский, Валерий Фокин, Кама Гинкас, Михаил Левитин, Лев Додин. Основываясь на традициях русского народного голосоведения, музыканты развивают собственное современное направление вокальной музыки, делая традицию живой, вплетая в нее элементы различных музыкальных жанров от джаза до симфонического новаторства. И это не лабораторные поиски и эксперименты, и не музейное погружение в прежние эпохи, это особый музыкальный театр, который эмоционально захватывает зрителя. Каждую песню они раз за разом создают заново, никогда точно не повторяясь, так что песня рождается на наших глазах, как впервые, и выстраивают свои импровизации на ее мелодической основе. Ансамбль Покровского - это особая певческая школа, где в поисках новых красок каждому предлагается изучить возможности собственного голоса, «приспосабливаясь» исполнять вокальные партии в неудобных регистрах и певческих манерах , петь помимо собственных и несвойственные партии. Покровский переплетал тембры по тесситуре, низкие выходят наверх, а высокие опускаются вниз. Происходит ныряние и сверкание тембров. Народные песни – это тот античный комментатор жизни, который поднимает ее на трагическую высоту, где всякое страдание обретает смысл. Как этому обучить? Мне кажется, только из рук в руки. Я бы предложила музыкальным, (и не только вокалистам, а и композиторам, музыковедам) факультетам наших вузов сделать регулярные открытые репетиции ансамбля Покровского, для начала хотя бы на один-два семестра. Сначала гордые студенты придут «отбывать повинность» на стульях. Но не сомневайтесь – долго они не усидят. И даже если потом будут петь в других местах, или сочинять свою музыку, или писать о ней, они обогатят не только свои вокальные возможности, но будут твердо знать, что счастье есть, надо просто уметь его правильно спеть.

Прежний мелодический в своей основе мир сменился в новом веке миром ритмическим, а тут мы получаем такое мелодическое разнообразие, которого, оказывается, ждала и жаждала наша душа, отчего внутри что-то отпускает и легче становится дышать. На два часа концерта ансамбля Покровского мы получаем это артельное, общинное чувство, этот душевный подъем, который дает местоимение «мы», само по себе придающее жизни смысл. Жаль, что канал Культура не устроил праздник родной музыки для всей России. Но юбилейный год только начался, концерты будут продолжаться, и надеюсь, их увидят и услышат все и везде.


Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1155
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
933
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
864
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
587

Другие новости