0
5992
Газета Культура Интернет-версия

02.04.2023 18:25:00

Судьбоносное предчувствие Второй симфонии

Госоркестр Республики Татарстан выступил на Рахманиновских днях в Московской филармонии

Тэги: госоркестр, татарстан, рахманиновские дни, московская филармония


госоркестр, татарстан, рахманиновские дни, московская филармония «Рапсодия на тему Паганини» позади. Фото предоставлено пресс-службой оркестра

Музыкальный мир празднует 150-летие Сергея Васильевича Рахманинова. Московская филармония посвящает музыке композитора масштабный цикл «Рахманиновские дни», где участвуют лучшие российские оркестры и музыканты. В их числе Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Вторая симфония в их исполнении стала грандиозным предыктом к юбилейному торжеству в честь дня рождения композитора, которое празднуется в два дня – 1 и 2 апреля.

«После пластинок с его сочинениями (Второй концерт, фортепианные пьесы и т.д.) началась моя любовь к музыке», – пишут сегодня и профессионалы, и любители.

Если в паре слов сформулировать ДНК рахманиновской музыки, то среди прочих главными будут красота и русская душа, как ни банально или пафосно это звучит, опора на традицию, блистательное мастерство и верность своему кредо.

Как человек он пережил огромное потрясение, в 1917-м начав свою жизнь заново, как композитор – не меньшее: его музыка для западного мира навсегда осталась в XIX веке. Он жил в Америке, но искал русского уголка, каким стала его швейцарская вилла Сенар, зарабатывал как исполнитель («Руки, которые стоят миллион», – был подписан снимок папарацци, на котором композитор, не любивший публичности, закрыл лицо), писал исключительно мало – но шедевры: «Симфонические танцы» стали его лебединой песней, как и «Рапсодия на тему Паганини» (с этим сочинением Рахманинов в последний раз выступал перед публикой) – исключительный по мастерству и выразительности опус.

Как раз «Рапсодия на тему Паганини» вместе с фантазией «Утес» вошли в программу концерта Госоркестра Республики Татарстан в Москве. Ранний симфонический опус, вдохновенный романтический этюд – и две дюжины исключительного мастерства вариаций на знаменитую тему скрипичного каприса, где как сверхтема появляется важный для Рахманинова мотив средневековой секвенции Dies Irae (День гнева): как вызов, глас фатума, знак судьбы. Пианист Константин Емельянов и Александр Сладковский исполняют Рапсодию, акцентируя, выделяют суровую тему, скупо, порой по-военному хлестко, страшно, так что собственно роскошь фортепианной виртуозности становится не целью, а средством. Так же звучит у Емельянова и «Элегия», которую пианист исполнил на бис: волной, постепенно набирающей мощь, обрушивается трагическая кульминация пьесы.

А кульминацией вечера стала Вторая симфония – исполин, требующий недюжинной отдачи у музыкантов, и эту отдачу в полной мере тем вечером получивший. Рахманинов – композитор для Госоркестра Татарстана ключевой: сыграны и записаны все главные сочинения (к юбилею выпущен даже подарочный винил), проводится фестиваль рахманиновской музыки «Белая сирень», все симфонии сыграны не раз в Казани, Москве, Петербурге, за рубежом. И вот закономерный итог: свобода, с которой оркестр отдается этой грандиозной партитуре, рождает высочайшее качество, которым сегодня похвастается не каждый оркестр федерального уровня. В «Утесе» удивляет прежде всего звук: у низких струнных – мягкий, манящий, или у деревянных в инкрустированных мелодических перекличках, который и создает роскошь романтической фантазии. В симфонии же захватывает, как над сложностями партитуры, с обилием полифонической работы – от мотивов-подголосков до стремительного драйва фугато – с широтой элегического дыхания и шекспировского накала драмы кульминаций, вырастает симфония-предсказание. Симфония-предчувствие тектонических сдвигов российской истории. Предчувствие судьбоносное – ведь среди тысяч переломанных судеб, попавших в молох истории, окажется и рахманиновская. 


Читайте также


Оперные звезды сошлись в "Пиковой даме"

Оперные звезды сошлись в "Пиковой даме"

Георгий Ковалевский

Ольга Бородина и Иван Гынгазов выступили на Шаляпинском фестивале в Казани

0
6007
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
6314
Юрий Башмет возвел мост между двумя столицами

Юрий Башмет возвел мост между двумя столицами

Надежда Травина

На открытии Зимнего международного фестиваля искусств маэстро объединил московские и петербургские оркестры

0
7198
Энергия молодости покорила зал Московской филармонии

Энергия молодости покорила зал Московской филармонии

Марина Гайкович

Лауреаты Конкурса им. Чайковского выступили с Госоркестром Татарстана

0
5867

Другие новости