0
6664
Газета Культура Интернет-версия

18.04.2023 19:06:00

"Снежная королева" зазвучала в белорусском Большом

В Минске не забывают о детском репертуаре даже в юбилейный сезон: "История Кая и Герды" Сергея Баневича пополнила репертуар труппы

Тэги: белоруссия, большой театр, репертуар, опера, снежная королева, сергей баневич


белоруссия, большой театр, репертуар, опера, снежная королева, сергей баневич Сценография спектакля решена традиционно. Фото Татьяны Матусевич/Большой театр Беларуси

Нынешний сезон – юбилейный для Большого театра оперы и балета Белоруссии: 25 мая коллективу исполнится ровно 90. В этот день в далеком 1933-м в Минске состоялся его первый спектакль – «Кармен» на белорусском языке с великой (хотя тогда еще никто об этом не догадывался) Ларисой Александровской в главной партии. 25 мая 2023-го вновь прозвучит «Кармен», правда, по-французски, а в титульной роли будет блистать международная звезда и солистка театра Оксана Волкова. Юбилейный сезон богат на оперные события: по осени состоялись гастроли в московском Большом (привозили белорусскую оперу советского периода «Дикая охота короля Стаха»), тогда же прошла премьера «Моцарта и Сальери», весной вспомнили юбилей Рахманинова, а впереди премьера «Севильского цирюльника».

Помимо «опер для взрослых» в репертуаре белорусского Большого немало сочинений для детей – театр неусыпно заботится о воспитании будущих завсегдатаев оперных и балетных премьер. Свежая работа на этом направлении – также достижение юбилейного сезона: в Минске впервые обратились к советской классике – опере ленинградского композитора Сергея Баневича «История Кая и Герды». Сочинение со дня мировой премьеры в Кировском театре (1980) пользуется неизменной популярностью – первая постановка Юрия Александрова жила несколько десятилетий, в 2016-м в Мариинке Алексей Степанюк сделал новую версию, с 2014-го опера идет и в московском Большом (постановка Дмитрия Белянушкина), ставился опус и в других местах.

Мелодизм таривердиевско-пахмутовского замеса, наличие терпких гармоний, но при этом неперегруженность сложными для восприятия широкой публикой композиторскими техниками и сделали оперу желанной в афише многих театров пост-СССР. Эти черты нередко дают основание считать «Кая и Герду» почти что мюзиклом. Впрочем, сегодня любую оперу, в которой есть мелодизм и гармоническая ясность, спешат обвинить в мюзикловости, тем более что в оркестровке явственны приемы, характерные для эстрадных жанров. Однако эти ассоциации лишь доказывают, что непреодолимой пропасти между жанрами нет, а современные оперы могут быть разными – не обязательно интеллектуальными и эстетическими головоломками, но вполне себе и демократичными. Еще один неоспоримый плюс – знакомая всем и любимая с детства сказка Андерсена: если и не читали, то мультики про «Снежную королеву» смотрели точно все. Правда, у Баневича история рассказана по-своему: названные брат и сестра заметно взрослее андерсеновских прототипов и влюблены друг в друга, а потому весьма органичен привычный для оперы романтический мотив (в финале Кай вместо требуемого «вечность» сложит из льдинок «любовь», чем и растопит окончательно царицу холода); опущены многие сюжетные ответвления (с Вороном и Вороной, Принцем и Принцессой, Лапландкой и Финкой, недоброй Чародейкой-феей в заколдованном саду), отчего действие развивается динамичнее; вместо Оле Лукойе появляется мечтательный и философствующий Фонарщик, который одновременно и рассказчик, и моралист, и связующее звено между картинами.

Постановка главного режиссера театра Анны Моторной традиционна, в чем-то она перекликается с габтовским спектаклем Белянушкина и особенно с выдающейся сценографией Валерия Левенталя. Все в этой истории узнаваемо: пряничные готические домики датского городка Оденсе, огромный розовый куст (а вовсе не скромные цветки в горшочке), бабушкин капор и фараонообразная с высокой тульей корона у Снежной королевы, светящиеся кристаллы, зеркала, снежинки и снежки, празднично разодетая, словно на венецианском карнавале, толпа обывателей милой скандинавской провинции, пьяные разбойники в лесу во главе с атаманшей-трансвеститом и огромный олень с ветвистыми рогами, которым управляют сразу три человека, один из которых за него поет басом. Пожалуй, только белоснежные тролли разбивают привычные клише – они больше не чертенята, а скорее маленькие йети, как и их хозяйка, слепящие публику белизной, серебряными стразами и карманными яркими фонариками.

Сценография Андрея Меренкова и Ольги Мельник-Малаховой богатая и очень плотная – на сцене много всего: обывательские картонные домики и плексигласовые чертоги ледяного царства, диковинные многочисленные луны, гигантские цветы, расцветающие тогда, когда Герда мечтает о будущей весне, любви и встрече с Каем. Детям, коих в зале, естественно, большинство, рассматривать это все любопытно. Ориентация на визуальное пиршество оправданна для современной аудитории: вдобавок ко всему оно приправлено и видеоконтентом Евгения Иванова и Юлии Пинцак, с компьютерного торжества которого собственно спектакль и начинается. Костюмы Татьяны Лисовенко роскошны и не без выдумки – например, Маленькая разбойница нарядилась в дреды, а Кай в ледяном царстве поседел от инея. Мизансцены выстроены логично и удобно для певцов, но при этом максимально лишены статики и следуют игровым задачам сюжета. Нашлось место и кордебалету (хореография Юлии Марковской), особенно милыми вышли короткое интермеццо трубочистов и дуэт Балерины и Оловянного солдатика – андерсеновских знаковых героев, интегрированных в другую сказку.

Мюзикловую природу оперы решили подчеркнуть звукоусилением, но, кажется, с этим просчитались: там, где оркестровка плотная, голоса все равно слышны не очень явственно, а слов, особенно у хора, все равно не разобрать, а там, где она деликатная (практически на всех важных сольных фрагментах ариозного плана), у оперных певцов голосов и так бы хватило – поют же они на этой сцене Вагнера! А вот микрофонными гарнитурами не все умеют пользоваться на отлично – по привычке нередко дают слишком много звука, отчего получается явный акустический перегруз. Из двух премьерных составов солистов особенно запомнились яркие и красивые голоса Оксаны Волковой (Снежная королева), Юрия Городецкого (Кай), Анастасии Михновец (Герда), Дмитрия Шабети (Фонарщик). Хор Сергея Аграновича и оркестр под управлением Юрия Караваева по большей части радовали (придирки к дикции и мелкие огрехи у духовых не в счет), звуча в целом красиво и умело аккомпанируя певцам. 

Минск–Москва


Читайте также


Лукашенко пообещал высокому чиновнику "горячую сковородку"

Лукашенко пообещал высокому чиновнику "горячую сковородку"

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел важные назначения

0
1037
Лукашенко поблагодарил белорусов за свое счастье

Лукашенко поблагодарил белорусов за свое счастье

Дмитрий Тараторин

В Минске состоялась очередная инаугурация бессменного президента

0
2147
Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Ольга Соловьева

Для контроля перевозок на Крайний Север создадут цифровой мониторинг

0
2324
Правительство Нетаньяху не исключает, что Эрдоган разыграет сирийскую карту

Правительство Нетаньяху не исключает, что Эрдоган разыграет сирийскую карту

Игорь Субботин

Турция может попытаться погасить внутренние беспорядки за счет обострения отношений с Израилем

0
2822

Другие новости

загрузка...