0
4195
Газета Культура Интернет-версия

25.04.2023 15:18:00

Валерий Гергиев подарил «Светлый праздник»

Увертюра Римского-Корсакова открыла XХII Московский Пасхальный фестиваль

Тэги: мариинский театр, музыка, концерт, гергиев


мариинский театр, музыка, концерт, гергиев Фото от пресс-службы фестиваля

Ежегодный марафон концертов, который устраивает симфонический оркестр Мариинского театра, давно уже не ограничивается московскими событиями. География фестиваля по традиции охватывает крупные города России – в этом году их три десятка. Музыканты проедут 17 тысяч километров, чтобы исполнить на региональных площадках все лучшее, что есть в их репертуаре – симфонические, камерные, хоровые и звонильные программы. Особый акцент сделан на юбилее Рахманинова: подопечные Валерия Гергиева выступят на родине композитора, в Великом Новгороде, а также в его имении, в Ивановке.

Торжественное открытие Пасхального фестиваля состоялось в излюбленном зале оркестра Мариинского театра – «Зарядье». Музыканты только вернулись из Твери, где играли дневную программу, ставшую своего рода прелюдией к вечерней – симфонии Мендельсона и Прокофьева, а также Дивертисмент для струнных Бартока. В столице Гергиев решил исполнить музыку отечественных классиков – того же Прокофьева, Рахманинова и, неожиданно на бис, финал из сюиты «Жар-Птица» Стравинского. А начался этот пасхальный субботний вечер с Увертюры Римского-Корсакова «Светлый праздник» – эпической симфонической фрески, посвященной «необузданному языческо-религиозному веселию утра Воскресения». Маэстро Гергиев выстроил неспешное, широкое повествование о событиях до и после святого чуда, намеренно выделяя темы знаменных песнопений, подчеркивая древнерусский архаичный генезис сочинения. Оркестр мастерски воспроизводил «трубный торжественный архангельский глас» – акустика зала наполнялась колокольными перезвонами, создавая ощущение некого единства, сплоченности в своей вере. И об этом прямо свидетельствовала кода, построенная на теме «Христос воскресе», звучащая как гимн всех православных.

Любопытно, но сочинение с таким же название – «Светлый праздник» – есть и у Сергея Рахманинова, композитора, весьма далекого от Римского-Корсакова и петербургской школы (пьеса завершает Первую сюиту для двух фортепиано). Маэстро Гергиев не стал делать подобные сопоставления и остановился на фортепианном концерте Рахманинова – и не на «колокольном» Втором, и даже не на «самом русском» Третьем, а на менее «хитовом» Четвертом. Сольную партию исполнил любимец публики Денис Мацуев, наконец, вернувшийся на сцену после болезни, которая помешала ему открыть с Гергиевым День Рахманинова в Московской филармонии. Было видно, как артист рад вновь оказаться в тандеме с оркестром Мариинского театра – трехчастный цикл прозвучал словно на одном дыхании, на предельных темповых и динамических контрастах. Финал Мацуев и вовсе превратил в подобие джазовых импровизаций, заставляя поверить мнению о том, что Рахманинов здесь действительно вдохновился «Голубой рапсодией» Гершвина.

Второе отделение концерт-открытия Пасхального фестиваля целиком заняла Пятая симфония Прокофьева – симфоническое полотно, воспевающее, по словам композитора, «величие человеческого духа». Эта эпическая ода, созданная незадолго до окончания Великой отечественной войны, предстала уже в первой части, исполненной оркестром Мариинки в героическом, «богатырском» ключе – широкие темы, излагаемые струнными, словно внушали уверенность в будущем триумфе. В скерцо музыканты с психологической точностью передали присущий Прокофьеву юмор, сарказм, гротеск, а танцевальные эпизоды, сыгранные с невероятной легкостью и воодушевлением, еще раз напомнили о близости некоторых тем Пятой симфонии с балетным творчеством Прокофьева. В медленном Адажио Гергиев погрузил в сдержанную, благородную прокофьевскую лирику, которая разливалась как полноводная река и окутывала пространство зала. Финал же, прозвучавший в стремительном энергичном темпе (музыкантам пришлось проявить чудеса виртуозности), идеально символизировал собой победу, ура-патриотизм, народное ликование – словом, тот праздник, который был и есть с нами.


Читайте также


У нас

У нас

0
561
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
1901
 КОНЦЕРТ  "День Левитанского"

КОНЦЕРТ "День Левитанского"

0
2187
 КОНЦЕРТ  Аватар. Музыкальное шоу в Планетарии

КОНЦЕРТ Аватар. Музыкальное шоу в Планетарии

0
3731

Другие новости