0
9224
Газета Культура Интернет-версия

08.06.2023 18:52:00

"Танго с коровами" посвятили 300-летию Перми

Опера Игоря Машукова посвящена судьбе поэта-футуриста Василия Каменского

Тэги: пермь, праздник, опера, игорь машуков, футурист, поэт, василий каменский


пермь, праздник, опера, игорь машуков, футурист, поэт, василий каменский Каменский был не только поэтом, но и одним из первых в мире пилотов. Фото Дмитрия Чемерика предоставлено пресс-службой проекта

Проект «Услышать Пермь» к 300-летию города осуществляет Пермский музыкальный колледж. Центральным событием стала премьера оперы Игоря Машукова «Танго с коровами» в ее сценическом воплощении. Обращаясь к истории Перми, Машуков открывает неординарную личность поэта-футуриста Василия Каменского, чье детство и зрелость прошли на берегах Камы.

«Танго с коровами» – сборник «железобетонных поэм», по авторскому определению, необычен не только самим поэтическим словом, но и приемом: напечатанный на обороте обоев с мещанскими цветочками (для тех, кто не оценит качество стиха, не пропадать же деньгам зря), он представляет собой модернистское по форме высказывание. Фрагменты (строки) текста разбиваются на сегменты (строфы) в треугольниках, квадратах или оформляются разным шрифтом и т.д. Машуков в попытке отразить эту, выражаясь музыкальными терминами, алеаторическую композицию стиха строит либретто как раз через повторения элементов текста.

Целое же композиции также отражает идею книги: 14 фрагментов оперы прослаиваются так называемыми музыкальными обоями, где живое звучание инструментального ансамбля сменяется на электронику, а стилистика переключается на поп-каверы барочной музыки.

Композитору интересен перелом, произошедший в жизни и – главное – творчестве поэта с приходом советской власти, когда кубофутуристическое движение по понятным причинам сошло на нет. Хлебников умер, Маяковский погиб, Бурлюк уехал, Крученых отошел от дел – и Каменский, очевидно, почувствовал, что спасение – на малой родине, переехал в Пермь. Сменил не только место жительства, но и поэтический стиль, получив признание советской власти, но для истории остался поэтом-футуристом. Не местечковым: его дом-музей под Пермью – одно из тех мест, куда непременно едут зарубежные (!) туристы, отдавая дань таланту и личности Каменского.

Личности, повторимся, харизматичной и бесстрашной, настолько, что одна из жен подарила ему самолет. Каменский стал одним из первых сертифицированных летчиков в мире, выступал с публичными лекциями об авиации и демонстрационными полетами, пережил дюжину падений, последнее из которых стоило жизни самолету – но, к счастью, не пилоту. Каменскому (по другой версии – Хлебникову) русский язык обязан появлением самого слова «самолет».

Вот это последнее падение Игорь Машуков наслаивает на жизненную ситуацию поэта: куда двигаться, куда идти, как нащупать творческую нить, когда оборвались прежние? Этот момент в опере, за исключением собственно «Танго с коровами», блистательно написанного для вокального ансамбля, и ботал (настоящих коровьих колоколов, которые композитор собирал по всему Уралу), становится ключевым: женский голос как метафора потустороннего (в либретто это Смерть) исполняет что-то вроде колыбельной, образуя арку с русской музыкой XIX века, прежде всего с Мусоргским. Вместе с этим композитор показывает исторический перелом, используя пять глаголов из постановления об образовании Союза писателей: они врываются и словно разламывают музыкальный поток, маркируя своего рода точки, откуда назад дороги уже нет.

Не менее важен и тембральный колорит, где вместе с инструментами традиционными (фортепиано, скрипка, синтезатор) звучат бытовые: уже названные ботало, старинная стиральная доска, арматурофон, листофон и другие. Последние были придуманы и изготовлены специально для этой партитуры. Кусок арматуры как выражение эйфории технического прогресса, лист железа – как изобретение самого Каменского, которое он артистично использовал в своих лекциях об авиации, нагнетая эмоциональную волну. Сэмплированный шум мотора самолета, архивное шипение старинной телефонной линии, наконец, голос самого Каменского: все это встраивается в слоган «Услышать Пермь», но не только – личность, его время, его миры.

Сама Пермь действительно звучит в начале и конце оперы: живая вода, олицетворение Камы, река, дающая жизнь (а по легенде поэт родился на пароходе) и, как Лета, переносящая в другие миры.

Пристань пароходчика Любимова как раз упоминается в тексте «железобетонных поэм», а дом пароходчика, ныне Пермский ТЮЗ, как раз и принял «Танго с коровами». Спектакль в духе камерного мюзикла поставил главный режиссер театра Константин Яковлев, а музыкальным руководителем постановки стала дирижер ансамбля современной музыки Red Sound Татьяна Иванова. Вокальный ансамбль, а партитура написана для восьми голосов, состоит из пермских и екатеринбургских артистов. Любопытно, что опера уже заинтересовала разные московские институции: осенью «Танго с коровами» трижды покажут в столице. 

Пермь–Москва


Читайте также


Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Ольга Соловьева

Для контроля перевозок на Крайний Север создадут цифровой мониторинг

0
2481
Правительство Нетаньяху не исключает, что Эрдоган разыграет сирийскую карту

Правительство Нетаньяху не исключает, что Эрдоган разыграет сирийскую карту

Игорь Субботин

Турция может попытаться погасить внутренние беспорядки за счет обострения отношений с Израилем

0
3011
Не цифры ради, а винила для

Не цифры ради, а винила для

Екатерина Кретова

О Пушкине, патефоне, дне рождения и аналоговом звуке

0
5036
Израиль лишил сектор Газа передышки

Израиль лишил сектор Газа передышки

Игорь Субботин

Нетаньяху вернулся к военному давлению на ХАМАС

0
2103

Другие новости