0
4014
Газета Культура Интернет-версия

20.06.2023 16:38:00

«Русский реквием» и украинская щедривка

Авторский вечер Александра Чайковского в Московской филармонии

Тэги: музыка, филармония, татарстан, концерт


музыка, филармония, татарстан, концерт фото предоставлено пресс-службой оркестра

Два концерта в Московской филармонии дал Госоркестр республики Татарстан. Феерический вокальный вечер с солистами Большого театра Динарой Алиевой и Бехзодом Давроновым: хиты из итальянской (Верди, Пуччини) и русской (Чайковский) оперы в блистательном исполнении, ведь и оркестр, и певцы находятся на пике формы, - подарок для меломана.

Второй концерт – подарок для друга: творческий вечер композитора Александра Чайковского. В смысле хороших исполнителей Александр Владимирович – баловень судьбы, его играли и играют лучшие. Янсонс, Гергиев, Башмет, Плетнев, Третьяков, Федосеев и так далее по списку знаменитых и талантливых. Но, кажется, именно в Госоркестре Татарстана музыка Чайковского нашла идеальных исполнителей: помимо обязательной виртуозности, внимательных к оркестровой ткани и, главное, чутких к композиторской мысли. Недаром «Стан Тамерлана», фрагмент из оперы «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и князе Тамерлане», опьяняющий напором и страстью, стал для оркестра уже трюковым номером: на бис его исполняют без дирижера (Александр Сладковский под первые звуки уходит за кулисы, чтобы неспешно вернуться к финалу), а скоро, наверное, будут и с закрытыми лазами.

Да и сам концерт вышел грандиозным: композитор и дирижер, к слову, давние и добрые друзья, выбрали для столичной публики три громкие – по масштабу и мысли - партитуры. Иные из них москвичи услышали впервые. Пятая симфония писалась именно для Александра Сладковского, ему же и посвящена, и его оркестра, «с учетом мощности его звучания», как говорит сам композитор. В двухчастном полотне словно тьма борется со светом, драматический взрывы оркестра перебиваются «надмирными» пением, а элегическая песнь деревянных духовых во второй части почти растворяется в слушателе, если бы не финальный возглас тутти. Кажется, симфония, чей путь к слушателю прервался пандемией (законченная в 2019, она прозвучала только в 2021, в Казани, на фестивале современной музыки Concordia), предчувствует еще более трагичные для мира времена.

Концерт для двух фортепиано с оркестром, партитура, демонстрирующая блистательную виртуозность солистов (премьеры играли Александр Слободяник и Ефим Бронфман, эстафету приняли Андрей Диев и сам автор, затем его дочь Дарья Чайковская и Ксения Башмет, а сейчас Концерт исполнили Борис Березовский и Дмитрий Маслеев), для сегодняшнего слушателя неожиданно раскрывается в третьей части, когда форте эффектной токкаты вдруг прерывается чуть слышимой мелодией украинской щедривки.

Наконец, «Русский реквием». Сочинение, написанное к 60-летию Победы, с момента премьеры в Краснодаре прозвучало в разных точках России: на Волге (Саратов), на Урале (Екатеринбург), в Сибири (Красноярск), через год после премьеры - в столице, и вновь сюда вернулось. Партитура, которую вместе с оркестром Сладковского исполнили Хоровая капелла им. Юрлова, Большой детский хор им. Попова, органистка Евгения Кривицкая, солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Петрожицкая (сопрано) и солистка Михайловского театра Олеся Петрова (меццо-сопрано), действительно, впечатляет. Композитор называет реквием русским и уходит от традиционного латинского текста, выбирая пронзительные строки русских поэтов XIX и ХХ века – Тютчева («Когда пробьет последний час природы»), Есенина («На краю деревни старая избушка»), Блока («Девушка пела в церковном хоре»), Бродского («Ни страны, ни погоста») и Заболоцкого («Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя»), чередуя вокальные эпизоды с симфоническими. Траурный хорал продолжает злое скерцо, горестная ария меццо-сопрано предваряет устрашающее фугато, плач сопрано прерывает гневный симфонический эпизод – и так далее до философских строк Заболоцкого и торжественной коды на библейский текст псалма Давида «Боже, Тебя от ранней зари ищу я». И в этой структуре можно угадать и Dies Irae, и Tuba mirum, и Lacrimosa, и Lux aeterna, то есть черты универсальной композиции о трагедии смерти и ее преодолении. Поразительно, но русским этот реквием делают два женских голоса – ведь именно женщины на Руси есть символ трагедии войны.


Читайте также


У нас

У нас

0
431
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
1735
 КОНЦЕРТ  "День Левитанского"

КОНЦЕРТ "День Левитанского"

0
2165
 КОНЦЕРТ  Аватар. Музыкальное шоу в Планетарии

КОНЦЕРТ Аватар. Музыкальное шоу в Планетарии

0
3716

Другие новости