0
8439
Газета Культура Интернет-версия

22.06.2023 19:20:00

Когда артист умирает в герое

Премьера оперы Верди "Бал-маскарад" в Перми

Тэги: пермь, театр, премьера, опера верди, бал маскарад


пермь, театр, премьера, опера верди, бал маскарад Арлекин здесь – злой гений театра. Фото Андрея Чунтомова/Пермский театр оперы и балета

Последняя премьера Пермского театра оперы и балеты в уходящем сезоне – опера Верди «Бал-маскарад». Спектакль доверили режиссеру Владиславу Наставшевсу, режиссеру, который за предыдущую свою работу здесь – постановку «Евгения Онегина» – был отмечен «Золотой маской» за режиссуру. «Бал-маскарад» стал последней работой Миграна Агаджаняна в качестве главного дирижера театра.

Наставшевс, как и в другой постановке – опере «Демон» в Большом, – точкой отсчета для своей концепции выбирает прием театра в театре. Но амбициозно пытается избежать банальности, от изображения уходя в исследование психологии людей по ту и другую сторону рампы, да и вообще театрального незримого, того, что, очевидно, и есть магия театра.

Наставшевс расслышал в вердиевской партитуре буффонные ноты россиниевских или даже моцартовских партитур, и одновременно – ее стремление вперед, к концу XIX века, к веристской опере. И это взаимодействие традиций оказалось очень любопытным. Комическое (через фигуры заговорщиков) здесь вступает в диалог с лирическим: так «самую мелодраматичную из мелодрам», по определению современника Верди, авторы спектакля представили как трагифарс. И, надо сказать, это было поддержано дирижером: Агаджанян очень умело переводил условную театральность с ее иронической отстраненностью в открытую романтическую экспрессию.

Сюжет спектакля строится вокруг некой провинциальной театральной труппы: артисты комедии дель арте исполняют оперу Верди «Бал-маскарад». Покосившиеся деревянные подмостки, старый занавес, шаткий гримерный столик. По замыслу сценографов, а здесь Наставшевс работал в паре с Валерией Барсуковой (декорации) и Майей Майерс (костюмы), спектакль развертывается к финалу, словно обнажая слой за слоем. Во втором действии уходит рамка сцены, открывая истлевший задник, в четвертом остаются лишь ящики декораций, а видеопроекция, мультиплицирующая как в негативе картинку сцены, выводит эту историю на вневременной уровень: среди артистов, вышедших на поклоны, есть и наши современники.

В режиссерском фокусе «Бала-маскарада» – фигура артиста, влияние профессии на личность. Меняет ли ежедневное проживание чужих судеб твою собственную судьбу? Есть ли вообще грань между личным и профессиональным? Ты выкладываешься на пятьсот процентов, но тебя в момент самой личной сцены публика закидывает помидорами и осмеивает. Ты звезда, но одержим сомнениями – а что за сценой, что здесь твое, личное, не для публики (Амелия)? Наконец, ты так выкладываешься, что умираешь в роли (Риккардо). Или ты настолько хорош, что публике кажется, будто ты поешь от себя, не от героя, публика в слезах, но ты последним жестом даешь понять, что это – игра, роль (Ренато). И порой создается ощущение, что любовный треугольник здесь не между двумя мужчинами и женщиной, но между человеком (артистом), его ролью и собственной жизнью.

Театр изматывает, лишает сил, меняет жизнь или дарит энергию, наполняет – театр берет над тобой верх. И этот момент очень здорово решен в постановке через фигуру Оскара (Арлекина), незримого духа театра, который может возвести тебя на вершину блаженства, а может низвергнуть с нее: и все во имя Игры. В этой роли блистательно выступила Ирина Байкова: певица незаурядного дара словно родилась с пластикой артиста комедии дель арте.

И хотя собственно вердиевская сюжетная коллизия практически нивелирована (выстроить систему взаимоотношений внутри разыгрываемого спектакля сложно, она все время размывается режиссерской надстройкой), сам гений Верди, прежде всего как музыкальный драматург, скрепляет целое.

К тому же премьерный кастинг был столь блистателен, что шансы на неудачу были сведены к нулю. Анна Нечаева – впечатляющая внутренним драматизмом и лирикой певица – раскрыла Амелию как рефлексирующую актрису и женщину. Владислав Сулимский (Ренато) покорил умением завораживать зал, вымышленный и реальный. Ксения Дудникова (Ульрика) отлично разыграла фальшивую колдунью в образе женщины-вамп. Все это приглашенные звезды из Петербурга и Москвы, не требующие отдельного представления, кроме, пожалуй, замечания, что такой состав мог бы сложиться и на престижных сценах Европы. Наконец, солист Пермского театра Борис Рудак, чей Риккардо (умирает понарошку) вызвал столько сочувствия у зрителя, что сорвал самые бурные овации. В «Паяцы» «Бал-маскарад» все же не превратился. И правильно: шоу должно продолжаться. 

Пермь–Москва


Читайте также


У нас

У нас

0
347
Создавать праздник

Создавать праздник

Марианна Власова

«Грустную книгу» Софьи Пилявской представили в Доме-музее К.С. Станиславского

0
344
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
1607
Наше всё Юра Борисов

Наше всё Юра Борисов

Елизавета Авдошина

14 февраля в прокат выйдет фильм "Пророк. История Александра Пушкина"

0
1891

Другие новости