0
7602
Газета Культура Интернет-версия

17.07.2023 18:20:00

Рахманинов в Русской Палестине

На фестивале под открытым небом "Лето. Музыка. Музей" в Истре выступили музыканты Большого театра

Тэги: истра, фестиваль, сергей рахманинов, большой театр, алеко, колокола, театральная критика


истра, фестиваль, сергей рахманинов, большой театр, алеко, колокола, театральная критика Фестиваль посетили около 8 тысяч слушателей. Фото со страницы музея «Новый Иерусалим» в «ВКонтакте»

Московский регион становится все богаче культурными событиями: не только в столице, но и в области проводится все больше интересных музыкальных мероприятий общероссийского и даже международного масштаба. Вспоминаются, например, фестиваль «Русская опера у стен монастырей» или Фестиваль искусств Чайковского в Клину. Среди них свое место уже занял еще один молодой форум, прошедший на территории историко-художественного музея «Новый Иерусалим» уже в шестой раз – «Лето. Музыка. Музей». Организатор акции совместно с музеем – Московская областная филармония, чей худрук знаменитый композитор Максим Дунаевский стал также и президентом фестиваля.

Форум этого года ожидаемо посвятили главному юбиляру 2023-го Сергею Рахманинову. На открытии новый худрук фестиваля маэстро Дмитрий Юровский поделился тематической задумкой: совместить рахманиновскую повестку с объявленным в России Годом педагога и наставника, а потому в программе пяти вечеров фестиваля помимо музыки Сергея Васильевича звучали опусы тех русских классиков, кто оказал на гения ХХ века неоспоримое влияние – Римский-Корсаков, Чайковский, Глазунов, Танеев, Аренский, Лядов. Рахманинов был чужд нарочитого новаторства, при всей индивидуальности стиля его музыка во многом смотрит в прошлое русского искусства, в золотой для него XIX век, а потому эти ниточки к великим учителям-кумирам (Аренский – непосредственный педагог, Чайковский – безусловный кумир, Римский-Корсаков – уважаемый и почитаемый на каком-то этапе антагонист и пр.) абсолютно естественны и логичны.

И все же музыка Сергея Васильевича превалировала, волны его необыкновенных гармоний и мелодий разносились у подножия величественного Ново-Иерусалимского монастыря чаще других. Симфонизм и пианизм – два столпа музыки Рахманинова, поэтому, конечно, на фестивале играли знаменитые солисты-инструменталисты Вадим Руденко, Иван Бессонов, Гайк Казазян. Но композитор сказал свое слово и в оперном, и в кантатно-ораториальном жанре, а потому впервые участником фестиваля стал Большой театр России, представивший именно две эти ипостаси творчества русского гения.

На открытии прозвучали два бесспорных хита – Второй фортепианный концерт и Вторая симфония, сочинения, принесшие автору и славу, и творческое удовлетворение. Мощный пианизм Вадима Руденко придал сочинению оттенок аскетичной брутальности, высветив в этой музыке грани, обычно не воспринимаемые как лейтмотивные. Идеальный баланс между солистом и Светлановским ГАСО был достигнут Дмитрием Юровским с первых тактов: оркестр оказался чуткой и благодатной поддержкой фортепиано, не теряя при этом собственного лица и выразительности. Триумфальная для Рахманинова Вторая симфония, известная идеальным балансом лирического и эпического, а также достижением яркой экспрессии без острой конфликтности в стиле Чайковского, предстала в трактовке Юровского сочинением монументальным и блестящим, одновременно задушевным и гигантским по разнообразию задействованных музыкальных средств и выразительных красок. Дирижеру удалось убедительно продемонстрировать все богатство этой уникальной партитуры, в которой стиль композитора уже совершенно выкристаллизовался.

Самым манким событием фестиваля стал визит в Истру музыкантов главного театра страны. Он привез на форум оперу «Алеко» и вокально-симфоническую поэму «Колокола». Юношеская опера Рахманинова написана на лаконичное и очень ладно скроенное либретто Владимира Немировича-Данченко, который образчиком держал только нарождавшийся тогда итальянский веризм. В итоге получился вдохновенный сплав веристского посыла и русских оперных традиций – оперных и романсовых. «Алеко» как будто немного напоминает дивертисмент: популярные фрагменты нанизаны словно бусы на нить и на первый взгляд не всегда логически вытекают один из другого, напоминая последовательную концертную самопрезентацию героев, однако это не так – произведение вышло очень театральным, властно требующим сцены и активной режиссуры. Частично это было сделано даже в концертном варианте: на авансцене расставлены стулья, один из них – место тягостных раздумий Алеко, разочаровавшегося в жизни и любимой; исполнители поют наизусть, активно взаимодействуя и мизансценируя. Когда Алеко последовательно убьет соперника, а потом неверную Земфиру, трагические развязки показаны явственно, тонко балансируя между реалистичностью и символизмом.

В квинтете солистов лидировал баритон Геворг Акобян, создавший яркий образ страстного и бескомпромиссного титульного героя. Лирическую пару отменно воплотили Анна Шаповалова (Земфира) и Константин Артемьев (Молодой цыган), порадовав экспрессией, свежим звучанием и великолепной дикцией. Достойный ансамбль поддержали Андрей Валентий (Старик) и Ирина Долженко (Старая цыганка). Дирижером Алексеем Верещагиным опера была прочитана трепетно и порывисто, с должным уровнем романтического накала и внимания к красотам голосоведения что в вокальных строчках, что в оркестровых партиях.

Великолепные коллективы Большого были хороши и в опере, но особенно во второй части концерта, где прозвучали знаменитые «Колокола» на слова Эдгара По в переводе Константина Бальмонта – известное сочинение, одно из последних, созданных в мирной России, до потрясений войн и революций, но тем не менее полное апокалиптическими предчувствиями. Опус роскошен буйством красок и разнообразием художественных средств. Помимо хора тут огромный оркестр, три солиста (сопрано, тенор и бас-баритон): но даже не количественные показатели состава определяют суть – «Колокола» по богатству фактуры и музыкальных идей, обилию тем и настроений, их контрастности представляют собой самобытную, самодостаточную звуковую ойкумену.

Маэстро Филипп Селиванов в целом сумел передать богатство разнообразной партитуры, сообщив ей мощь и эмоциональный накал, что стилистически полностью соответствует духу гениального сочинения. Прекрасно прозвучали и солисты (Анастасия Щеголева, Олег Долгов и Андрей Потатурин), каждому из которых Рахманинов дал по номеру в четырехчастной поэме (кроме третьей – полностью хоровой), и каждый сумел уловить и передать нужные настроения своего высказывания. 


Читайте также


Трамп не уступит Украину России

Трамп не уступит Украину России

Данила Моисеев

При этом Кит Келлог утверждает, что избранный президент Соединенных Штатов собирается закончить конфликт как можно скорее

0
4295
И на свой облюбованный остров

И на свой облюбованный остров

О рыбе и рыбалке в разных жанрах

0
6959
1. Уходящий год был богат на ярмарки и фестивали

1. Уходящий год был богат на ярмарки и фестивали

Состоялась презентация книги «Венедикт Ерофеев: Коломна и не только»

0
9364
2. Большой театр вступил в другую эпоху

2. Большой театр вступил в другую эпоху

Валерий Гергиев отработал год в качестве генерального директора в своем стиле

0
12333

Другие новости